25 янв, 2013 at 8:45 от Vita Colorata в Livejournal Вилла Фарнезина
Фреска Рафаэля Санти "Триумф Галатеи" очень известна, её часто воспроизводят в альбомах по искусству Возрождения и творчеству Рафаэля. Прекрасную нимфу Галатею, в которую был влюблен великан Полифем, воспел в своей поэме Анджело Полициано, придворный поэт Лоренцо Медичи. Дельфины влекут по водной глади раковину-колесницу Галатеи, её сопровождает беззаботная свита нереид и тритонов. От фрески есть ощущение ветра и стремительного движения.
Гораздо реже воспроизводятся другие фрески виллы Фарнезина, где Рафаэль трудился вместе со своей боттегой - группой учеников : Джулио Романо, Франческо Пенни, Джованни да Удине, Себастьяно дель Пьомбо и Содома.
Посмотрим на работу живописцев внимательно.
Агостино Киджи (1465—1520) был в нашем понимании олигархом. Это был могущественный банкир, представитель древнего рода из Сиены. Из семьи Киджи происходит Папа Римский, известный под именем Александра VII (1655—1667).
Про Агостино ходили легенды, как он ел на золотой посуде и после каждого обеда выкидывал блюда в Тибр. Легенда , правда, продолжает : в Тибре были натянуты сети, которыми посуда доставалась обратно. У Агостино было 100 парусников, может быть не таких, как яхта Абрамовича, но по тем временам он был одним из самых богатых людей Рима.
Дворец был построен архитектором и художником Бальдассаре Перуцци в 1506-10 годах. Вилла построена в облегченном, павильонном виде, открытой к саду и реке. Затем её в 1577 году её купило семейство Фарнезе, владевшее уже дворцом Фарнезе.
Перуцци сам выполнил "обманные" росписи салона первого этажа с изображениями видов Рима, которые создавали видимость открытого пространства.
Рафаэль, уже в ту пору популярный художник, приглашенный работать в Ватикан, был привлечен для работы над росписями.
Фотографировать в интерьере виллы разрешено и там мало туристов, поэтому рассматривать удобно. Небольшая и уютная вилла расписана столь обильно, что можно разглядывать долго, разбираясь в мифологических сюжетах росписи.
Вилла отражает характер и вкусы заказчика, в ней давались театральные представления и росписи были в некоторой мере театральным задником. Тема"Всепобеждающей любви" - основная в росписях, первый этаж - лоджия Галатеи, на втором отражена история любви Психеи и Амура и свадьба Александра Македонского.
Вилла была местом встреч Агостино Киджи с куртизанкой Империей, некоторые ученые полагают, что именно она была изображена в виде Галатеи.
И тема водного мира была выбрана не случайно : аркады, позже заложенные, выходили к реке.
Мифологические фигуры на потолке представляют собой созвездия в том порядке, в котором они встали в астрологическом гороскопе хозяина, родившегося 1 декабря 1466 года.
Античность в эпоху Возрождения была предметом вдохновения художников, языческие древние боги легко уживались с верой в Христа и этот симбиоз давал интересные результаты. Интересу к языческим богам способствали идеи неоплатоников, в первую очередь, Марсилио Фичино, который как раз написал свои комментарии к "Эросу" Платона. Радостный языческий мир, конечно, был ближе к светской части жизни человека Возрождения, для росписей в загородном дворце он вполне подходил и мифологические темы стали некоей традицией, которая прослеживалась позже долго, достаточно вспомнить наши загородные дворцы, к примеру наш Павловск с его скульптурами в парке и обилием амуров, нимф и античных героев в декоре дворца. Античные персонажи стали постепенно символами, понятными всем. Богиня Виктория - атрибутом картин и барельефов в честь побед, Венера и Амур символизировали любовь, Марс - войну и мужественность, Зевс-Юпитер- власть. Если торговую фирму сейчас кто-то называет "Меркурий", то всем понятно почему. Именно Возрождение превратило античный Олимп в бренд.
Итак, опытный астролог легко прочтет гороскоп Агостино, который обеспечил ему такое процветание.
Кентавр символизирует Стрельца, а Аполлон - солнце. Солнце в Стрельце.
А можно, не углубляясь в астрологию и мифологию, просто любоваться живописью.
После осмотра первого зала, отправимся посмотреть лоджию Психеи, другую историю в красках на потолке и стенах виллы. Любовные истории античности разнообразны, эта одна из самых трогательных и со счастливым концом. Никто не обратился в дерево, в оленя , как Адонис. Не утонул в море, как Леандр. Все обошлось. Психея, в которую влюбился сам бог любви Амур, и на богов бывает проруха, получила прописку на Олимпе и ужилась со свекровью Венерой, что , сами понимаете, не каждой девушке удается.
В то время, когда делалась роспись, лоджия была открытой в сад и гирлянды из цветов и фруктов казались прямым продолжением сада. Прием, который говорит о приближении эпохи барокко, когда особенно любили обманки. С другой стороны он напоминает нам римские античные виллы, в которых были написаны такие гирлянды из даров природы. Преемственность тут налицо.
Голубые небеса между гирляндами населены птицами, амурами, сиренами.. Поднимешь голову - над тобой бурная жизнь !
Две центральные композиции изображают "Совет богов" и "Свадьбу Амура и Психеи".
Двигаясь глазами по кругу можно увидеть всю историю от и до. Особую прелесть она имеет в стихах Ипполита Богдановича, который в 1775 году написал свою "Душеньку".
" ....меньшая царска дочь
От коей многие вздыхали день и ночь,
У греков потому Психея называлась
В языках же других, при переводе слов
Звалась она Душа, по толку мудрецов,
А после в повестях старинных знатоков
У русских Душенька она именовалась;"
До Венеры дошли слухи, что Психея составляет ей конкуренцию.
" Собрав Венера ложь и всяку небылицу
Велела наскоро в дорожну колесницу
Шестнадцать почтовых зефиров заложить
И наскоро летит Амура навестить."
Тетеньки на Олимпе, Юнона и Церера, ясное дело, поддерживают подружку в праведном гневе.
Венера решает послать сынка постращать девчонку, чтобы мало не показалось.
Амур желал тогда пресечь Сию просительную речь. Хотя богинь он ведал свойство Всегда соперниц клеветать, Но должен был привесть в спокойство Свою прогневанную мать И ей впоследок обещать За дерзость Душеньку порядком постращать. Услышав те слова, амуры ужаснулись Весельи ахнули и смехи содрогнулись Одна Венера лишь довольна тем была. Что гнев на Душеньку неправдой навлекла."
По ходу истории Психею отправляют в дальний путь , чтобы она вышла замуж за чудище. Как в "Аленьком цветочке" она попадает в дивные чертоги. На самом деле, Амур, забыв про обещания маме, заманил девицу к себе. Дворец, в котором Психея развлекалась с Амуром был возможно идеалом для подражания Агостино Киджи, во всяком случае благодатный итальянский климат подходит под описание Богдановича.
В счастливых сих местах земля была нагрета Всегдашним жаром лета, И щедро в круглый год Произрощала плод Без всяких непогод.
Удивительно, что нет на фреске знаменитой сцены, так чудесно изображенной в скульптуре Кановой, когда Психея решила подглядеть, кто же её посещает по ночам, зажгла светильник и увидела прекрасного юношу. Капля масла из светильника капнула и разбудила тайного мужа Психеи и он упорхнул.
У Богдановича Душенька ходит и просит помощи у разных богов, у него немного вольный пересказ истории, которую в Риме знали по роману Апулея "Метаморфозы".
Пока Амур залечивал ожог от масла, его недобрая мамаша посылает Гермеса-Меркурия , чтобы он привел Психею.
Дальше начинается другая сказка, про Золушку. Венера дает Психее всякие дурные задания, то отделить зерна друг от друга, то принести водички из Стикса, то золотого руна на шубку.
Тем временем Амур выздоровливает и отправляется к Зевсу на разговор. Помоги, дедушка, просит он, а Зевс любимого внучка треплет за румяные щечки.
Интересно, что за грибы растут у него под боком ?
Зевс взялся поговорить с Венерой и заступиться за подружку. Ты, смотри, а то я тебя этим вот веником !
Амур и три грации. Женюсь, женюсь, какие могут быть игрушки... Но вы, мои вчерашние подружки , со мной останетесь всегда !
По легенде, грация, сидящая спиной к зрителям написана то ли с любовницы Агостино Империи, то ли с возлюбленной Рафаэля Форнарины.
Психея между тем выполняет невозможное, приносит волшебные притирания от самой Прозерпины,богини подземного царства.
Венера наконец сменила гнев на милость и дала согласие на брак. Тут весь Олимп веселится, пьет нектар, закусывает амврозией .
Этим росписи второго этажа не заканчиваются. Есть еще "Свадебная зала". которая была когда-то спальней Агостино. По слухам там стояла кровать Так богато украшенная золотом- драгоценными камнями, слоновой костью, что стоимость была не меньше всей виллы. Зала расписана художником Джованни Антонио Бацци по прозвищу Содома. Художник был достаточно экстравагантной личностью, судя по воспоминаниям Вазари, дома держал целый зоопарк, сочинял непристойные куплеты и вообще был оригиналом. Агостино Киджи он нравился, он любил эксцентричных людей.
Фрески залы изображают четыре сюжета из жизни Александра Македонского : битва, укрощение Буцефала, встреча с вдовой Дария и свадьба Александра Великого с Роксаной. Один из сюжетов : Александра с Буцефалом предположительно выполнил другой художник , подражая Содоме.
Роксана - красавица, которую раздевают игривые путти.
Александр тоже хорош собой. Его лицо соответствует античному идеалу красоты : линия носа продолжает линию лба.
о
Первоначально фрески должен был рисовать тоже Рафаэль, но работа была отдана Содоме, сохранился предварительный рисунок Рафаэля с его композицией.
Эта часть фрески немного напоминает Сандро Боттичелли.