Питерская бабушка. Это отдельный вид старушек, в моё детство еще были ветхие "смолянки "и из бывших петербургских семей с традициями. Иногда они донашивали довоенного фасона маленькие шляпки с цветочками на фетре и видавшие виды горжетки.
Одна такая жила в коммуналке у моей подруги, она показывала нам, как приличная девушка должна падать в обморок. Даже в весьма почтенном возрасте у неё это получалось легко и непринужденно. В Смольном институте для благородных девиц учили добротно. Падать с грохотом во весь рост - не эстетично, тело должно двигаться по спирали и изящно осесть на пол в красивой позе.
Другая жила в коммуналке на Васильевском вместе с моей теткой. Когда взрослые начинали свои скучные разговоры, я забегала к ней разглядывать альбомы с открытками. Дореволюционные красотки, Лина Кавальери во всех видах - звезда расхожей открыточной продукции. Бабушка сплетничала, говорила, что Лина опускала на уши волосы, потому что у неё не было одного уха. Как это ? С ужасом пыталась представить я ! Ну, ушной раковины, такая родилась !
А еще, что она, уверенная в своем совершенстве, пошла в Лувр и разделась при Венере Милосской, желая доказать, что она лучше или во всяком случае не хуже. И что же ? И что же ! ! ? - Венера победила ! Хоть она и без рук.
Не помню какими словами она мне это объяснила, но смысл был в том, что "остраненная" красота всегда побеждает, потому что подключает воображение, а наше воображение рисует картины ярче, чем видят глаза. Как то так.
А филармонические старушки, эти судьи, знавшие еще игру Софроницкого, молодого еще (для них) Горовица. Угодить им кажется невозможно, но они упорно ходят и слушают новое поколение. Приносят ноты. Как то я сидела в боковой ложе, а внизу, в партере сидела прямо подо мной такая старушенция в букольках и неизменной брошке с камеей. На коленях у неё был разложен дореволюционный фолиант с Шопеном. Пианист встряхнул руками, ударился в летящие пассажи и палец её задвигался вдоль линеек с россыпью черных кружочков и хвостиков. Кажется она проверяла, всё ли он сыграет. Может быть, она преподавала всю жизнь и по привычке следила за разбегавшимися в разные стороны нотами, чтобы потом уведомить ученика:" Твой пятый палец плохо работает и ты проглатываешь ноту "до" в пассаже !"
Однако на второй странице она сомлела от тепла филармонического зала и набегавших волнами гамм и заснула. Палец остановился на ноте "фа" и пианист, свободно вздохнув, закончил мощной кодой.
В перерыве они собираются кучкой, припоминая бывших, которые все равно лучше нонешних и отмечая падение музыкального вкуса. Наши камертоны.
И без них филармония какая то не та.
Пожалуй, начну готовиться. Закажу камею, есть один мастер-старичок, делает красивые. И лет через 20 начну брать с собой дореволюционный "Карнавал" Шумана, других дореволюционных достойного вида нет, а этот как аксессуар подойдет. Заведу очки, тогда уже будут точно нужны и буду сидеть в первых рядах и посматривать строго поверх очков на пианиста, а пальцем водить для устрашения по странице. Пусть старается !
Хорошо , если еще филармония останется.