...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2013/04/15

Деревянный провинциальный модерн

Из разных поездок за последние три года накопились фотографии жилых домов, отмеченных влиянием стиля модерн. Собрала их вместе.
http://vita-colorata.livejournal.com 14 апр, 2013 at 4:34 AM 


Деревянный модерн в провинции встречается реже, чем у нас в Лен.области, тут достаточно выехать на Карельский перешеек в любое из старых дачных мест, чтобы найти примеры, к сожалению, уходящие с каждым годом в небытие. Наши дачи построены в большей степени под влиянием северного модерна, что не удивительно, ведь многие из этих мест были тогда еще финскими.
В провинциальных русских городках гораздо больше русских мотивов, этому предшествовал интерес архитектуры второй половины 19 века ко всему национальному. И в других странах во время модерна архитекторы погружались в свою историю. Архитекторы Барселоны изучали средневековые замки, финский модерн обращался к эпосу "Калевала" , наш к русскому деревянному зодчеству. Еще до прихода модерна в каменную архитектуру проникли мотивы исторической русской архитектуры, в основном декоративные.

Архитекторы Н. Тон и И. Горностаев создавали здания в камне с элементами русского зодчества, а интерес к дереву - коренному русскому материалу - был возвращен И. П. Ропетом. Известный апологет народного искусства Стасов считал, что деревянные постройки в "русском" стиле соединяют два достоинства - народность мотива и народность материала.В. Гартман и И. Ропет были любимыми учениками Стасова. Иван Петрович Петров - Ропет был псевдоним архитектора, еще учась в Академии Художеств начал работать для мебельной фабрики Татищева. Начав с мебели, Ропет в последствии создал несколько русских павильонов для международных выставок и много проектов жилых домов в русском стиле. В стиле Ропета стали работать многие другие проектировщики.
Архитектор Кузьмин.

Его проекты и проекты других архитекторов печатались в периодическом издании "Мотивы русской архитектуры", там бывали здания и в других стилях - "голландском", "готическом". Эти издания способствовали развитию дачного строительства и строительства жилых домов провинциальных окраин с использованием мотивов определенных архитектурных стилей.
Архитектор Лыгин.

Фото отсюда :http://estate-in-numismatics.blogspot.ru/2010/03/blog-post_28.html
Иногда эти стили вольным порядком смешивались по желанию заказчика или архитектора.
Стиль Ропета даже вошел в историю нашей архитектуры под названием "ропетовщины". Простодушная веселость его теремков подкупала. И до сих пор нравится. Но у неё есть одна особенность - интерес к декоративным деталям тут на первом месте и он иногда перевешивает цельность композиции. Детали, которые публиковались часто отдельно в виде фрагментов, стали восприниматься в отрыве от изначальных зданий и потерялся их масштаб, а иногда и цель использования. Так солярный знак, обычно располагавшийся на фронтоне дома в качестве языческого оберега, связанного с "небом" дома, превратился в отдельный элемент.

Для разработки деревянного декора использовались и русские вышивки, отсюда появился цвет.
Перенасыщенность проектов Ропета заметна при сравнении с проектами студентов петербургского института гражданских инженеров. Здесь декор не отвлекает от общего объемного решения, а его дополняет.
У Ропета мало крупных построек, одна из них - баня-теремок в Абрамцеве, тут заказчик Савва Мамонтов несколько "почистил"архитектуру от избыточности декора.

фото с сайта :http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2791/%D0%A0%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%82
Несомненно, провинциальные строители изучали увражи, но на деревянные дома начала века оказал влияние и каменный модерн с его любовью к эллиптическим окнам, текучим линиям, башенкам, взятым из европейской средневековой архитектуры. Переводы деталей из камня в дерево любопытны, иногда даже забавны.
Характерное каменное окно - круглое с подрезкой внизу.

А это круглый мотив на двух деревянных домах. Тутаев - 1912, год постройки указан.

Борисоглебск, рядом с Ростовом Великим.

Щипец, столь любимый архитекторами модерна и наличник, в котором есть бионический мотив, характерный для модерна. Дом в Галиче Костромской области.


Вариации на тему башенок, дом в Мстёре , башенка немного напоминает русскую колокольню. Здесь нет затейливого декора, но есть крыша в виде "бочки", которая встречается в русской деревянной архитектуре и три окошечка по диагонали, прием не единожды встречающийся.


Окна со скосом, такие можно встретить в домах северного модерна.

Вязники, дом местного промышленника, владельца ткацкой фабрики Осипа Осиповича Сенькова. Вольная композиция из разных стилей, к деревянному рубленому дому пристроена несоразмерная аркада с балконом, ну просто балкон Джульетты. И еще башня из кирпича, немного напоминающая водонапорную.


Так и видишь в этой постройке наивную купеческую затею, мол, и мы не лыком шиты, и у нас на манер столицы.


Еще один дом в Вязниках. Здесь уже нет "русского"стиля, отчетливый модерн, разнообразные окошки с мелкой расстекловкой.


Этот дом из Мстёры конечно забавен несоразмерностью своих частей.

Симпатичны деревянные дома Гороховца. Дом, построенный для председателя земской управы Ф. Пришлецова, похож на дом из Мстёры, здесь есть та же бочка, такие же окна выстроенные в линию под углом, но композиция уже иная.

Хороша чешуйчатая башенка, которая перекликается с мотивом декора - на наличнике изображена фараонка, - частая гостья в деревянной резьбе русской избы.


Птицы Сирин.

Наличники напоминают дом Перцова в Москве.




Красиво перекликается "граненость" бочки с граненостью наличника окна. Правильное соподчинение декора основной форме.

В Гороховце можно встретить различные дома , от профессионально сделанных построек, гармоничных и выдержанных в стиле, до простодушных домов, в которых изба с богатым узорочьем вдруг украшается башенками в стиле ропетовских и иже с ними проектов, как на доме Кучина.

Симметричный фасад с двумя разными башенками.




Узорочье ропетовских альбомов не могло не прийтись по душе русской глубинке, в них есть простонародная понятная праздничность. Если вспомнить, что тут же , в Гороховце, есть жилые дома 17 века, то можно увидеть в этом развитие традиции. Там тоже есть высокие крыши, крыльца, некоторый декор. Конечно, не столь обильный с пропильной резьбой, как усадьба Морозовых.



С конструктивной точки зрения, деревянный сруб неудобен для плавных линий модерна, этим и любопытно желание приспособить традиционную конструкцию под новую эстетику. То, что выполняется в камне кладкой по гнутому металлу или накладной рельефной штукатуркой, тут выпиливается из дерева. Выполнять пропилы в бревнах сложной формы - задачка еще та, но заказчик хочет, чтобы было красиво и модно. Кольцо внутри на правой башне согнули из единого ствола, намачивая и постепенно сгибая , наши умельцы на все руки ! А ведь проще было сделать как обычно многогранник с врубками.



   В доме Шорина 1902 года декор модерна ловко сочетается с традиционными русскими подзорами. "Французское с нижегородским", в лучших провинциальных традициях.

В общем -то, это сочетание чужой изысканности с народной традицией , а иногда и грубоватостью, создает не только своеобразие провинциального деревянного модерна, но и придает ему теплоту родного, домашнего жилья, соразмерного своими , иногда нелепыми , сочетаниями естественной непричесанности окружающей среды
.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Отец Андрей Ткачёв о Владимире Путине - божий человек на своем месте

...Без раболепства и чинопоклонства. Здравый и трезвый поп о государе и текущем моменте.    Мастер Каморки