Без преувеличения, роспись в этом храме одна из лучших, повстречавшихся нам на протяжении всех путешествий. Её насыщенный колорит, пышный и виртуозно написанный растительный орнамент придают особую выразительность этой живописи. А красота цветовой гаммы определяется искусными золоченными гризайлями. Кроме того поражает своими размерами сохранившийся монументальный главный иконостас и два уцелевших придельных. Не даром, эта церковь и была основной целью нашего трёхдневного весьегонского путешествия. Так что, определённо, трудный путь из Весьегонска в Никола-Высока стоил затраченных усилий.
В начале пятого по полудню мы, с большим трудом преодолев бездорожье после села Чамерово, наконец-то прибываем в деревню с интересным названием Никола-Высока. Здесь в центре "села", на высоком месте, стоит церковь Преображения 1-й четверти XIX века. Благо ещё нет зелени на ветвях и можно рассмотреть здание полностью. Храм принадлежит к архаичному для начала XIX столетия кругу памятников, продолжающих традиции позднего провинциального барокко, а колокольня, возведённая в формах позднего классицизма, - одна из лучших в Тверской области. Вот как выглядела церковь в нач. ХХ века (на переднем плане - двухкомплектная школа). Судя по большому количеству телег с товаром, это или местная ярмарка или отправка товаров на какой-нибудь базар в соседней деревне.
В середине XIX века здесь проходил почтовый Ярославско-Мологский тракт, а Никола-Высока являлось погостом деревни Романовское. Это в советские годы соседняя деревня Романовское стала называться селом, а погост Никола-Высока стал деревней. Ещё в 1770 году на погосте был построен деревянный храм, рядом с которым по храмозданной грамоте 1880 года на средства прихожан сооружена каменная церковь Преображения с приделом Николая Чудотворца (возможно отсюда и пошло название места). Строительство оной началось не ранее 1803 г., сначала была завершена трапезная, приделы которой освятили в мае 1820 г., а затем храм, главный придел в нём освящён только в 1834 году. Около 1850 г. выстроили отдельно стоящую колокольню, впоследствии соединённую притвором-папертью с трапезной.
Особенности расстановки глав (боковые поставлены на углах) свидетельствуют о влиянии ярославского зодчества.
Боковые входы акцентированы низкими крыльцами со сдвоенными колоннами. Тимпан треугольного фронтона облицован железными листами с частично сохранившейся росписью. Через это крыльцо мы и попадаем внутрь.
А попав сюда, у нас в буквальном смысле перехватывает дыхание - настолько богато и колоритно расписан храм. Аж в глазах зарябило. Краски удивительным образом сохранили свой насыщенный цвет. Высокое и светлое пространство храма прям пропитано золочённым оттенком.
Академическая роспись основного объёма выполнена клеевыми красками, по-видимому, в 1850-е годы. Это один из наиболее ярких примеров художественного направления, получившего распространение в северо-восточной части Тверской области в 1-й пол. - сер. XIX века.
Перед нами высокий трёхъярусный главный иконостас 1830-х гг., сохранивший остатки резного декора, является замечательным памятников в стиле классицизма. Ещё до 1990-го года было цело почти всё декоративное убранство иконостаса и даже большинство икон.
Центральная часть монументального сооружения акцентирована широкой аркой с перспективно сокращающимися кессонами.
В алтарной части остатки изящного сооружения в виде ротонды - церковных сень.
Роспись алтаря также имеет богатое колористическое решение.
Свод занимает изображение Новозаветной Троицы в окружении херувимов и коленопреклонённых ангелов.
Между окнами - композиции
"Снятие с креста" и
"Положение во гроб". Поражают качеством исполнения пышные гризайлевые рамы.
На западной стене алтарной части изображены Святители -
Арсений и Варсонофий Тверские и другие более известные.
Росписи свойственна виртуозно написанная богатая орнаментация, тяготеющая к барокко.
"Изгнание торгующих из храма" (по гравюре Ф. Килиана) обрамляют расписанные под мрамор колонны, в нишах которых помещены ангелы с орудиями страстей - колонной бичевания и крестом.
"Сретение" (по гравюре Ф.Килиана) и
"Благовещение" (по гравюре Х.Вайгеля)
Между витых колон в нишах по сторонам от арочного проёма изображены в виде скульптур фарисей и мытарь.
"Лепные" херувимы.
Евангелист Лука
Теперь проходим в обширную трапезную. Здесь сохранились придельные иконостасы, составленные из двух частей - боковой и фронтальной.
В одном из углов цела изразцовая печь, облицованная печными изразцами заводов Аксёнова и Волкова.
Клеймо на одном из изразцов майолика-гончарно-изразцового завода купца К.П. Волкова из Рыбинска (основанного в 1865 г.).
Крестовые своды опираются на четыре мощных столба, разделяющие пространство трапезной.
Двухъярусные придельные иконостасы выполнены в формах эклектики во 2-й половине XIX века.
Роспись трапезной была написана в конце XIX века (1899 г.), поновлена маслом в советские годы (предположительно 1950-е), отчего и почернела.
Ну что ж, насмотревшись и преисполнившись положительными впечатлениями, открываем старинный дверной замок и выходим наружу.
А выходим по другую сторону здания, ведущую на местное старинное кладбище.
Затем заходим в боковую дверку трапезной. И оказываемся в небольшом закуточке, где иногда, видимо, проводятся службы.
Из закуточка попадаем в притвор, соединивший когда-то колокольню с трапезной. Внешние колонны колокольни здесь расписаны под мрамор.
Это крестовый свод нижнего яруса колокольни.
Роспись тут более поздняя и, судя по орнаменту, явно более простого качества исполнения.
Рядом с церковью стоят деревянные "амбарчики", служившие в годы Союза магазинчиками, теперь закрытые. Да много чего в деревне было интересного, но время нас поджимало, а предстоял ещё обратный путь в Весьегонск с заездом в несколько деревень и всё это по дорогам, так и норовящим
затянуть в трясину наш автомобильчик. Поэтому бросаем последний взгляд на церковь в Никола-Высока и отправляемся обратно.
По пути: вид из деревни Хахилево на храм села Чамерово.