...Я понимаю, что для многих русских людей бывает странно
слышать, что кто-то из украинских священников и епископов молится об украинской
армии, которая в изложении официальных российских СМИ предстает антирусской
карательной структурой. Но мы должны понять то, как на это смотрят с украинской
стороны. Украинцу надо очень сильно подняться над омывающими его
информационными потоками, чтобы не считать агрессией события последнего
полугода.
Да, и на Украине есть люди, которые всецело погрузили себя в
политико-информационный контекст России, причем сделали это не сейчас, а
довольно давно. Это их выбор, их карьера. Некоторые из них уже убежали в
Россию. Их задача – оправдать свое бегство. Судить по их словам о мнении украинцев - то же самое, что о Русской Церкви 90-х годов
судить по словам бывшего священника Глеба Якунина.
Например, переехавший в Москву бывший секретарь Одесской
епархии Андрей Новиков не выражает даже точки зрения своего бывшего
митрополита. Тот уже в конце мая на державной мове написал Порошенко: «Еще раз
заверяем Вас в том, что все духовенство и верующие многонационального Одесского
региона всегда были и остаются с народом незалежной Державы. Про это наши
постоянные молитвы. Боже Великий, Єдиний, нам Украïну храни".
Да, Украинская церковь — часть Русской православной, однако
она пробует сегодня выражать мнение своей украинской паствы, а не московского
начальства. Если у нее будет репутация зарубежного агента – ее слово не будет
значить ничего…
Беда ведь еще и в том, что с обеих сторон идет разнузданная
информационная война. Как предостерегать от «родной» лжи, чтобы не показаться
чужим засланцем? Как в условиях махновщины сказать, что убийства и расстрелы,
творимые вот этими – праведнее, чем аналогичные действия, творимые вот теми?
Как это непросто - я вижу даже по приходам РПЦ в «дальнем
зарубежье», по которым довольно много ездил в последние месяцы. В самых разных
странах мне священники рассказывали, что украинцы покидают приходы Московского патриархата,
причем даже в тех случаях, когда настоятель, скажем, молдаванин. Раз там
вывеска «Московский патриархат», то украинцы, которые работают в той или иной
стране, говорят: «Нет, мы сюда больше не ходим».
Тем более жесткий настрой в самой Украине.
Если говорить о том, чем на такой вызов должна отвечать
Русская церковь, то можно заметить, что иногда отсутствие действия есть
следствие выбора, а вовсе не лени или равнодушия. Патриарх ни слова не сказал в
адрес тех украинских священников и епископов, которые декларируют, как сказали
бы на Украине, «национально свидомые» позиции. Он не требовал каких-то административных
мер в их адрес. Также стоит отметить, что Крым Московская патриархия продолжает
считать структурой Киевского Синода. Управление крымскими приходами непосредственно идет из Киева.
Все это — определенный жест и поступок руководства РПЦ. Мне
кажется, Патриарх Кирилл предпочитает получать ушаты интернет-критики из уст
наших интернет-патриотов, а иногда даже из коридоров администрации президента,
но при этом все-таки давать шанс для выживания канонического православия в
пределах Украины, какими бы эти пределы ни стали в ходе текущих событий. Речь
идет не только о судьбе православия в Донецке, Луганске и Симферополе, но и на
другой части Украины, которая становится все более недружественной по отношению
к Москве, в том числе и в религиозном аспекте...