Рассказ vita_colorata
Когда снимаешь натюрморты, начинаешь смотреть на чужие совсем по другому. Как решал художник те же проблемы, что и ты ? Если уж учиться, так у известных художников, мастеров натюрморта.Натюрморт считался низшим жанром по сравнению с портретом или жанровой картиной. Он появился как самостоятельный жанр достаточно поздно, в Нидерландах в 17 веке, но существовал как часть картин и раньше. Иногда нам даже интереснее разглядывать предметы, часто непривычные для нас, а не людей на старых картинах. Например, на этой картине Массейнса 1514 года, которая хранится в Лувре.
При внимательном рассмотрении можно увидеть и того, кому меняют монеты в маленьком зеркальном отражении и там же пейзаж за окном.
Изображения продуктов питания и цветов существовали и раньше, как реклама лавочников и как символы времен года и пяти человеческих чувств. Из легенд Древней Греции известны картины -тромплеи ,которые были скорее развлекательной забавой: изображением в плоскости трехмернго пространства. Рисовали вещи, которые казались настоящими, так , что хотелось прикоснуться. Легенда донесла историю спора за первенство двух живописцев : Зевскиса и Парразия. Зевскис написал виноград, на который слетались птицы, а Парразий штору, которую Зевскис пытался безуспешно отдернуть. Обмануть человека считалось почетнее, хотя... птицы реальнее смотрят на мир. А мы ?
"Ах, обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад..."
В силу того, что человеку, как ни странно, приятно быть обманутым, иначе не процветали бы всякие Игори Кио, обманки -тромплеи ( trompe-l'œil, «обман зрения») cтали частью искусства, не только натюрморта, но сегодня речь о нём.
Корнелис Гейсбрехтс
Я пока не видела, чтобы фотографы использовали стилистику обманки, это, видимо, связано с тем, что фотография уже так приближена к реальности, что её заслугой не считается умение воспроизвести реальность. Она отняла у живописи главные козыри.
Обманки милы, их написали много в России в определенные года, когда была на них мода, одним из известных мастеров был Федор Толстой.
Трофим Ульянов
И современные художники иногда обращаются.
Николай Смирнов
Их прелесть в непосредственном интересе к вещному миру, идея того, что вещи сами по себе, даже не сложенные в замысловатую композицию, а прикрепленные вроде бы в случайном порядке, интересны зрителю.
Их наивность умиляет, но можно сделать два вывода : композиция не рассыпается, потому что есть общая стена, объединяющая "натюрморт", и - вещи объединены семантически, они собраны на одну тему. Значит за ними стоит какой-то живой человек со своими интересами, жизнью, впустивший нас в свой мир подглядеть.
Не заложено ли в интересе к натюрморту простое человеческое любопытство узнать, как живут другие люди ? Как жили когда-то ?
Натюрморт может называться только условно "мертвой природой". Мне больше нравится название "stillleben", тихая жизнь. Человек в нём всегда присутствует незримо, он только-только отошел, вышел из кадра. Там, где его почти нет, нет признаков присуствия, натюрморт становится "мертвой природой". Поэтому мне нравятся сильно отфотошопленные фотографии и сильно зализанные натюрморты. В них бывают идеальные яблоки, которые уже не хочется кусать, потому что есть подозрение, что это муляжи. Идеальные цветы, которые похожи уже на искусственные. В них не дует ветер, все слишком гладко. Может быть, в фотографировании многие проходят тот же путь, что проходили художники в рисовании натюрмортов от условного идеального образа натюрморта, существующего в голове к реальному изображению действительности.
Нидерландские художники, зачинатели жанра, как такового, как раз хорошо это чувствовали эту полноту бытия. Кажется, что автор сейчас вернется и доест пирог. Пирог, видимо, популярный, он присутствует на многих картинах, начинка бывает разная.
Каждый художник и фотограф завидует нидерландцам :" Мне бы такие предметы, такие цветы, я бы написал такую картину !"
Нидерландцы вели жизнь без больших потрясений, так сложилась их история, что они были в относительной безопасности по сравнению с другими странами Европы и существовали в рамках своей узко-обывательской культуры. К тому же в это время был Ренессанс с его интересом ко всему человеческому, мирскому и обыденному.
Да, красивые предметы для составления натюрмортов нужно иметь. Художники специально покупают ненужные в хозяйстве, но эффектные горшки, вазы, блюда и прочую хренотень. Она должна давать красивую фактуру : самовары - яркие блики, блюда - цвет, стекло - игру с прозрачностью. Всё это уже есть у нидерландцев. Они уже придумали нарезать спиралькой лимоны для красоты, использовать фактурные корзинки, мятые, играющие тенями ткани.
Виллем Клас Хеда
Они же создали разные поджанры в натюрморте.
Например, - " blompot ", буквально "горшок с цветами. Жанр, вполне процветающий до сих пор.
Любопытно, но родился он, видимо, из гербариев. Интерес к изучению растительного мира и зарисовывание цветов привело к составлению из них букетов. Это хорошо видно по творчеству итальянского художника Джиованна Гарцони ( 1600- 1670 )
У него есть зарисовки отдельных цветов.
И есть букеты, такой вот чудесный хранится в Уффици. Светлый фон напоминает лист бумаги из гербария.
В Нидерландах такие же букеты писали семья Босхартов: Амброзиус Старший и три его сына - Амброзиус Младший, Абрахам, Иоганнес, и примкнувший зять - Бальтазар ван дер Аст. Семейный был бизнес у фламандцев.
Цветы они писали в основном на темном фоне. Как и прочие натюрморты того времени. Босхарты любили писать букеты в арочной нише.
Тогда еще не было нужды озаботиться красивым задником, для которого нужны фоны : красивые тряпки, обои, ковры и прочее, что впоследствии обогатило натюрморт.
Темный фон объединяет разномастные цветы и разномастные вещи, в этом его плюс. Возможно, что он отражал освещенность в комнатах, поскольку на лоне природы, как импрессионисты тогда не писали. Небольшие окна, неверный и короткий свет от свечей, не дающий освещенного заднего фона.
Свет - важная составляющая натюрморта, для фотографа особенно, поскольку глаз фотоаппарата более прихотлив.
Он может быть главным действующим лицом, как в южных натюрмортах Константина Коровина, залитых южным безмерным солнцем.
Цветы у Босхартов отражают богатство природы во всем её многообразии, поскольку выдуманы и написаны на основе зарисовок, в букетах встречаются те цветы, которые в природе редко цветут вместе. К тому времени, как зацветают бархатцы, тюльпаны уже давно отцвели.
Мы, привыкшие писать с натуры, а уж фотографировать само собой, собираем то, что цветет одновременно. Есть любители одних садовых цветов и одних полевых. Художники часто любят именно полевые. В природе, замечаю уже давно, так устроено, что цветы на лугу уже красиво дополняют друг друга, даже не нужно ломать голову, что с чем соединить, оно растет рядом.
Смешивать те и другие не все решаются из эстетических соображений, что не следует мешать "высокий жанр с низким". Или садовый с лесным или огородным. Хотя, на мой взгляд, цветы кориандра не хуже чем гипсофилы.
У простого народа есть устойчивые табу: сажать в огороде садовые цветы, остальные сорняки. И ставить в букеты садовые. И лучше одного рода-племени, слегка опушенные ёлочкой или вышеупомянутой гипсофилой.
В нидерландских цветочных натюрмортах есть тоска по идеалу цветка, какой в природе бывает не всегда. Здесь цветы велики, прекрасны по форме, не помяты, не попорчены вредителями садов и огородов. Мечта, а не цветы. Хотя, судя по продукции, которая попадает в наши цветочные магазины оттуда, умеют там выращивать образцовые экземпляры.
Jan van Huijsum
Насекомые оживляли натюрморт.
Осиас Беерт
Бальтазар ван дер Аст, учившийся у Босхарта, пишет уже масштабные композиции из цветов и фруктов.
Несмотря на то, что пустая ракушка символизировала бренность мира и преходящесть его удовольствий, натюрморт пышет здоровой красотой
Когда за дело берется большой художник, цветочный натюрморт выглядит гораздо реальнее. И есть ощущение, что написано с натуры, потому что цветы одного времени года.
Ян Брейгель
Нидерландский натюрморт имел своих продолжателей.
Иван Крамской
Маковский
Цветочные натюрморты в 17 веке были еще посланиями с помощью языка цветов, популярного в те времена. Букет Офелии у Шекспира полон аллегорического смысла, она сама говорит: "Вот розмарин, это для памятливости... А это анютины глазки, чтобы думать,.. Вот вам укроп, вот водосбор..."Она дарит королю укроп и водосбор, как символы предательства, своему брату Лаэрту - розмарин и анютины глазки для воспоминаний и верности, руту, печальный цветок - королеве. "Я бы хотела дать вам фиалок, но они завяли", говорит она, что означает , что нет больше честности, верности и невинности. Всё неладно в Датском королевстве.
Даже не знающий ничего о языке цветов, воспринимает их как определенные символы чего-либо. Розы ассоциируются с роскошью, ирисы - с утонченностью, модерном и Японией, ромашка с гаданием о любви. К тому же у каждого есть свои личные ассоциации, связанные иногда с детством, счастливыми или печальными событиями в жизни. Любой букет, запечатленный на картине или фотографии, не просто букет, а некое послание, которое у автора, кстати, может вызывать одни ассоциации и эмоции, а у смотрящего другие.
Георг Иоханнес Якобус ван Ос
Наверно, мы и хотим передать своим творчеством свои эмоции от увиденного. Если эмоций нет, а есть необходимость что-то создать, так вряд ли что-то и получится. В начале нужен толчок восхищения. Фотографу в чем-то проще, его сеанс длится короче, иногда первый же кадр бывает сносным. Из собственного опыта скажу, что обычно бывает лучшим первый кадр и последний : первый, движимый восхищением от красоты цветов, последний , когда наконец увидел , что ты снимаешь.
Художнику тяжелее - он может писать картину год, урывками иногда между другими делами и работами. И поддерживать в себе эмоции, которые уже давно улеглись. Тем более нидерландскому художнику, который прописывает всё досконально.
И вместе с тем, именно их натюрморты так полны красотой и обилием, они заряжают зрителя энергией и ощущением красоты окружающего мира.
Продолжение следует...