Рассказ об очередной затерявшейся в костромских лесах заброшенной деревне. В 25 км от Чухломы, меж двух рек Ножиги и Родниковки, среди целого ряда в недавнем прошлом покинутых жителями деревень находится старинная деревенька Митюково. Широкая улица, с два десятка брошенных могучих крестьянских изб, гуляющий ветер да звенящая тишина – нынче это всё, что напоминает о шумевшей когда-то здесь жизни.
Обнаружили мы эту небольшую деревеньку, как обычно, случайно. По пути к другому пребывающему в запустении населённому пункту – посёлку Плотина, о котором я писал раннее. И вот, после осмотра большущей Плотины, мы заглянули в небольшое Митюково. Катя отчего-то заартачилась и наотрез отказалась идти бродить по деревне. Видимо, пресытившись впечатлениями от предыдущей. Так что, взяв с собою её фотик, в полном адреналина одиночестве потопал я шуршать меж домов травою да скрипеть половицами покинутых жилищ.
Первое упоминание о Митюково встречается в XVIII веке, когда оно вместе с другими селениями входило в вотчину знаменитого полководца князя В.М. Долгорукого-Крымского. Впрочем, почти все костромские поселения имеют древнюю и богатую историю. Митюково, конечно, прям уж богатого прошлого не имеет, но дома здесь оказались колоритные и под стать её возрасту. Начнём с восточной окраины, где расположен ряд приземистых то ли банек, то ли хозяйственных дворов, к которым примыкает перевезённый (перенесённый) из другой деревни скромный домик.
Несмотря на свою простоту, дом украшают весьма оригинальные наличники со ставнями. Отличительной особенностью данной деревни стало наличие почти у всех домов большого чердачного окна, непременно обрамлённого искусной резьбы наличником.
Следующий дом, явно дремучих годов, уже более примечательный. Интересно, что имеет наличники идентичные первому дому.
Дом шестистенок, на невысоком подклете – типичный представитель крестьянской избы Русского Севера. Узкие окошки, хоздвор под одной крышей с жилой частью – отличительные особенности северных домов.
Ещё одна достопримечательность Митюково – колодец с "колесом-штурвалом". Верхние венцы колодца уже вровень с землёю. Когда вижу такие колодцы, сразу почему-то боюсь споткнуться и, перевалившись за борт, упасть на днище. Бррр! Поэтому утолять жажду холодной колодезной водичкой не стал и зашагал дальше.
Есть в Митюково настоящие русские дома, больше подходящие для Архангельской и Вологодской областей. Здоровенные такие, что не передать. Простые внешне, но внушающие мощь, добротность и суровость крестьянского быта. Хорошо, что мы были там глубокой осенью, ибо летом из-за вплотную подступившей растительности я вряд ли бы смог заснять фасады.
Это крестьянское жилище также шестистенок. Конструктивную основу постройки составляет связь шести капитальных стен (две расположены параллельно улице, а четыре – перпендикулярно). Двор находится позади дома, на одной оси с жильём.
Заглянем внутрь этой махины.
Как и следовало ожидать, внутри давным-давно всё ценное и не очень утащено.
Русская печь, как и принято в таких домах, расположена по центру, а рядом чуть позже хозяева возвели дополнительный "отопительный элемент". Видимо, для более удобного приготовления пищи.
Не мог не обойти сию громадину со всех сторон. Позади располагаются ворота, куда когда-то вёл бревенчатый помост – «взвоз».
Внутри таких большущих домов располагался настоящий жилой комплекс, состоящий из избы или двух, пары горниц, сеней с чуланом и хозяйственного двора, расположенных под общей двухскатной кровлей. Подобный комплекс дома и двора позволял крестьянину вести хозяйственный работы в ненастную погоду, не выходя на улицу. Для сурового климата Русского Севера самое то, но здесь, в Костромском крае, скорее исключение – дань традиции, чем типичная застройка. На боковом фасаде мы можем видеть уже вросшие в землю ворота в подызбицу, а рядом – заколоченную дверку в сени.
В каждом дворе, между избами расположены приземистые баньки.
Следующий домина также состоит из двух одинаковых по высоте частей: верхней избы и нижней – подзыбицы, в которой раньше хранили хлеб, овощи, имущество. Каждое из помещений имело самостоятельный вход. Кстати, изначальнодополнительным помещением для жилья в летний период служила комнатка на чердаке – «вышка». Так что неудивительно, что там такие красивые широкие окна.
Заглянем и сюда. Здесь из примечательного был этот страшной расцветки буфет...
...и роскошная здоровенная русская печь. Словно из сказки.
Позади жилой части расположена ни чуть не меньше по размерам дворовая часть дома. Здешний хлев по площади больше, чем вся моя квартира.
В уголке сиротливо приютились снятые с другого дома резные наличники, которыми хозяева так и не успели украсить фасад своего жилища.
Спускаемся по крутой внутренней лестнице вниз и на улицу выходим через боковое крыльцо-вход.
И снова обходим дом вокруг.
Поскольку главный фотограф у нас Екатерина, Денис, будучи один, вечно путался в настройках выдержки и диафрагмы, отчего по выходу из тёмных помещений "пропадало" небо.
Гуляя в одиночестве по этой вымершей деревне, я каждый раз вздрагивал от звука хлопающих ставней и дверей. А звук завывающего в пустых домах ветра заставлял порою съёжится и сердце. И хотя я понимал, что на ближайшие км жизни нет, мурашки нет да пробегали по телу. А ещё там птиц не было. То ли уснули, то ли улетели. Вот их пения мне определённо не хватало.
Заглядывать во все дома смысла не было. Везде одинаково – мародёры всё потырили и разгромили. А на край деревни, что был ближе к лесу, идти запужался.
Поэтому последним зайдём внутрь этого, обезображенного пристройками, дома.
Это что – импровизированный жёрнов?
Ну, как и я говорил, внутри дестрой полнейший. А ещё 10 лет назад тут обитали. Люди.
Почти всегда в сельских домах можно встретить забавные старые буфеты.
Узкое пространство кухоньки с заготовками на зиму.
Собственно на этом всё. Выбираюсь наружу и спешу к машине.
О других, находящихся в этом крае, заброшенных населённых пунктах можно прочитать здесь и здесь.