...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2015/05/22

Костромское безлюдье

От Неи до Медозы deni_spiri 18 мая, 12:15


Не успел я сделать обзорный пост по недавнему Ленинградскому путешествию, как спешу поделиться более душевным Костромским. Далеко не в первый раз мы посещаем эти земли и каждый раз привозим оттуда массу новых впечатлений. Костромской край не перестаёт удивлять нас, как всегда, даря незабываемые ощущения. Данный трёхдневный трип охватил интересности сразу четырёх уездов – Кинешемского, Галичского, Макарьевского и Костромского, а главные находки лежали на территории между реками Неей и Медозой, отсюда и название поста.
Как обычно, в обзорном посте будет всего по одной-две фоточки с места, а мною любимого краеведения не будет.


До Костромы добрались довольно-таки быстро. Стартовав в шесть утра и чуток потолкавшись в Подмосковье, к началу первого уже за обе щеки уплетали бургеры в костромском Маке. Первой точкой маршрута в тот день стала ничем не примечательная, кроме как катиным детским прошлым, деревня Мельничище, что в 370 км от Москвы, недалеко от села Красного-на-Волге. Засвидетельствовать красносельские достопримечательности нам не удалось, ибо на 9 Мая в Красное стеклось почти всё население ближайшей округи – на площади организовали празднество, а улицы заполнили толпы человечков. Поэтому останавливаться там не стали, а сразу зашуршали на берег речки Стежеры (на верхнем фото). Из Мельничищ, где недолго предавшись воспоминаниям, смахнули слезу ушедшего счастья и в поисках дореволюционной застройки покатили в соседнее Косевское. Однако кроме нижепредставленного дома, из примечательного в Косевском была лишь машинно-тракторная станция с большим количеством ржавеющей сельхозтехники.

Но, ведь надо было увезти из этих мест хоть какую-то старину, поэтому принимаем решение добраться до урочища, где в далёком детстве Катя лазала по церковным развалинам. Проехав от Погоста Барского пару км полями и уперевшись в непреодолимость пути для нашего авто, ещё с километр топаем пешочком. И вот, согласно топо-карте, мы где-то в районе урочища Новосёлки, а согласно православному сайту, мы на погосте Николо-Мосты. 

Здесь, за каменной оградой с воротами и угловыми башенками, спряталась Богородицкая церковь 1823 года.

Побродив немного вокруг и внутри храма, возвращаемся в Красное-на-Волге, откуда, не подозревая о предстоящих приключениях, направляемся в сторону г. Заволжска. До посёлка Гравкарьера (20 км) доезжаем ещё по весьма сносной дороге, а вот следующие 40 км оборачиваются для нас трёхчасовым испытанием подвески и нервной системы. Со спутника и на картах дорога, конечно же, изображена как с покрытием. В реалии асфальт, оставшийся с 1970-х , проступил лишь дважды и тонебольшими кусочками. Хорошо, хоть было сухо. Дождь – и путь закрыт. Самое сложное было не заблудиться среди множества ответвлений, ведущих, видимо, в места бывшей добычи гравия и в места бывших деревень. Спасибо аборигенам, что возле нужных поворотов на ветвях развесили синие пакеты. В итоге, двигаясь со скоростью 10 км/ч, первым после Гравкарьера останавились в селе Семёновском, где пообщались с хранительницей тамошнего храма. Далее, форсируя мост через реку Колдому, двинулись в сторону виднеющихся на холме церковных руин.
Село Новлянское. Хоть и живое, но уходящее в небытие. На возвышенности открытая всем ветрам стоит Покровская церковь 1806 г. Неинтересная.

В противоположную сторону от неё, на нашу радость, расположено здание (1927 г.) ещё действующей школы.

Продолжаем движение. Через полчаса пути сплавляемся по реке Шохне.

Ещё через полчаса на краю деревни Емельяново фотаем брошенный дом.

И только к 19:00 мы наконец-то прибываем в город Заволжск Ивановской области (в прошлом Кинешемский уезд Костромской губернии). Чуток поколесив по заволжским улочкам, подъезжаем к главной достопримечательности города – памятникам истории и архитектуры – двум особнякам Бурнаевых-Курочкиных. Очень даже красивые купеческие дома. А для такой глубинки и подавно шикарные.


Поскольку мы никак не ожидали, что от Красного до Заволжска путь составит более четырёх часов, многие интересности в окрестностях осмотреть так и не успели. Но пока небо ясное, а солнце красное спешим в село Николо-Мера. И вновь – очередное дорожное испытание. На окраине Заволжска жителями пос. Долматовского, что в 15 км от города, вывешен "транспарант" с просьбой сделать им дорогу. Видимо, как напоминание местным властям, что жизнь есть и вне городских границ. И действительно, дорога к Долматовскому, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В итоге на 20 км потратили без малого 50 минут. При чём последние 3 км ехали полями. Как осенью жители добираются, ума не приложу. 

Село Николо-Мера раскинулось на высоком крутом берегу при впадении реки Меры в Волгу. Мера – самая большая река района. Названа по имени народа племён мери, населявших здешний край задолго до нас. В прошлом Николо-Мера – село богатое, что объясняется его местоположением. В нём много интересных ярко оранжевого оттенка дореволюционных домов.

Последним, пока не село солнце, успеваем заснять здание бывшей школы в Долматовском. Судьба школы типична для нашего времени: содержать малокомплектную школу средств "не находится" и поэтому детей возят учиться за 17 км в пос. Заречный. Грустно для меня другое. Родители ребятишек добивались от администрации открытия школы, но в ответ лишь обещания. В итоге первый этаж приспособили для церкви. Возле стены лежит главка, которую в ближайшее время водрузят на крышу, возле крыльца стоит рама с колоколами. Вообще-то неподалёку от школы находятся руины церкви, которую конечно никто восстанавливать не станет. Вот и выходит, что школу, дававшую в течении полувека научные знания, заменила Церковь, выпускающая учебники с лженаукой.

Далее нам предстоял путь длиною в 150 км по "замечательным" костромским дорогам в город Макарьев. По прибытию, в двенадцать ночи, заселились в местной гостинице "Заря" и ужаснулись. Описывать доставшийся нам за 1800 руб. номер не стану. Скажу только, что спал на сломанной кровати, скатившись в угол и вдыхая вонь убогого номера. Встали в шесть утра и быстренько убежали. Спешили зафотать пока ещё спящий Макарьев. Городок понравился нам ещё в первое посещение. Зажиточный в дореволюционное время он и до наших дней сохранил жилую и общественную застройку XIX -XX вв..

Итак, начинаем покатушки следующего дня и первым пунктом, в 20 км от Макарьева, становится очень и очень древнее село Унжа, в прошлом – город Унжа. И сейчас Унжа весьма крупное, хоть и потихоньку вымирающее, и красивое село. Расположено на берегу могучей реки Унжи. Благодаря раннему выезду, уже в начале девятого утра гуляем по унженским улочкам, фотая местные достопримечательности. Перед нами одна из первых общественных построек Унжи – здание городской управы 1861 года.

В селе два храма. Один из них соборный Воскресенский 1810 г., расположенный на месте древнего городища.

По соседству с Унжей, на месте бывшего села Вознесенского сохранилась церковь Вознесения, 1777 года возведения.

После следуем за 60 км от берега Унжи на берег Неи, где до недавнего времени существовало с четыре десятка деревень. Сейчас в лучшем случае всего четыре. "Забавно", но эти несуществующие поселения числятся в списках населённых мест РФ и отмечены на спутниковых и топографических картах. Печально, что все они с историей, берущей своё начало как минимум три-четыре столетия назад, существовали и в советское время, но в течении последний двух десятилетий почти полностью вымерли. Вот, мы в селе Николаевском-на-Неи (оно же Никола-Торжок). Что здесь? Остатки зерновых элеваторов, амбаров и одинокий храм Святителя Николая 1808 года.


Неподалёку от Николы-Торжка находится целый ряд исчезнувших дервень: Стрелица, Мулино, Обелево, Покровское и другие.
До 1992 г. в этом бывшем купеческом особняке размещался сельский магазин и правление колхоза.

Село Покровское-на-Нее с Покровской церковью 1800 года. Чтобы сюда попасть, пришлось топать на своих двух. От сельской застройки мало что осталось. Постепенно из вымирающего села дома разбирали и перевозили в соседние ещё жилые деревни, пока и те не канули в лету. Но что-то есть в такой пустоте – когда от домов остались всего четыре стены, когда лишь угадываешь направление улочек, когда встречаешь одинокие колодцы – всё это пробирает до глубины души. Предаваясь будоражищим кровь ощущениям, невольно начинаешь рисовать картины прошлой жизни. С удовольствием вернулся бы сюда ещё раз.

Один из немногих уцелевших дом деревни Обелево.

Внутри, как обычно, доморощенный буфет. Календарь 2001 г. возвещал, что тут ещё жили.

Следующая точка маршрута находилась уже в 60 км от берега Неи. Дороги здесь такие, что небольшие километровые участки оборачивались многочасовым временными отрезками. Вчера, ехав из Красного в Заволжск, думали: вот она самая ужасная дорога. Наивные. Мы просто не были в этих местах. Забегая чуточку вперёд, скажу, что на "угол" Кадый – Палкино – Клеванцево длиною всего в 110 км мы затратили более восьми часов пути. В среднем наша скорость составляла всего 5 км/ч (!!!). Мы не ехали – мы перекатывались. И ведь это не дорога в лесу, куда любят забраться чухломисты, а трасса, соединяющая десятки наспунктов. После этих мест я возненавидел лесовозы, ибо именно они убили тутошние дороги.
Итак, село Ильинское с Ильинской церковью 1913 года. От села ничего не осталось, а церковь расположена за оградой на частной, видимо, священнослужителя территории. Но проделав столь изнуряющий путь, было бы нелепо не открыть наглым образом калитку изнутри и, успокоив собаку-сторожа, не зайти для фотосъёмки. 

Следующей остановкой через час пути стало село Словинка, что всего в 12 км от Ильинского.

Собственно, Словинка была главной целью этого дня. И определённо заслуженно. Село древнее, когда-то здесь даже существовал монастырь. На высоком берегу обмельчавшей реки Шачи возвышается красивый и весьма большой храм.Богородицкий храм (1826 г.) украсил бы улицу любого города, не говоря уж о глубинке костромского края. 

Грустно. Село крупное, как и место живописное. Но вымирает.


Отмечу, что до недавнего времени огромные территории занимали пашни. До сих пор прослеживаются их границы. Только почти на большинстве теперь вместо хлебов – молодая поросль берёзок да елей. Хотя некоторые поля ещё дают урожай, ибо местами встречались одинокие тракторы, из-за всех сил пыхтящие за работой. Описывать десятки встреченных заброшенных ферм я не стану. Явно когда-то здесь паслись и коровки со свинками. Ещё полтора часа пути и мы в селе Пахтанове, что на берегу реки Щученки. Однако «по щучьему велению», видать, тут не прокатило, ибо вокруг никого, лишь прах.

Дороги нет. Шли пешком. Окружённый лесом умирает на горке Богородицкий храм 1834 года. Место трогает. Вокруг мертвецкая тишина, изредка нарушаемая птичьей перекличкой, и опять же на ум приходят картины из жизни в прошлом.


Затем предстоял долгий многочасовой путь без достопримечательностей. Хотя они были, но все охватить не представлялось возможным. Правда была попытка дойти до одной деревни, угадывая направление дороги, но пока мы не потеряли окончательно все силы, на 1/3 пути развернулись обратно. Зато повстречали огроменного зайца коричневого окраса, перебежавшего в десяти метрах от нас дорогу. Ну что ж, поспешим к последней цели – селу Пеньки-Троицкое, что на берегу реки Кусь. На высоченном выступе-обрыве спрятавшись среди зарослей стоит церковь Воскресения 1820 года. Церковь красивая, но более впечатляет величественная колокольня. Жаль, что у неё столь неудобное для съёмки расположение. Кстати, высота колокольни составляет 75 метров – это очень высоко даже для городских масштабов.


Под конец выезда из "бермудского треугольника" несколько раз пересекаем реку Медозу. Медоза – самый крупный приток реки Меры. Переводится как «медовая река». После Пеньков дорога пошла намного лучше предыдущих километров. Особенно после апогея бездорожья в посёлке Палкино. Однозначно, хуже дорог мы не встречали за все годы путешествий. При чём Палкино – населённый пункт с почти тысячью жителями.
Фото уходящего дня на фоне указателя с самым необычным названием всей Костромской области – деревня Ианнополь. 
Конечно же возвращаться в макарьевскую гостиницу "Заря", застывшую в 1980-х, мы не стали, а остановились на ночёвку на базе отдыха "Анница", что в Селищах, прямо на берегу реки Неи. Номера уютные, меблировка хорошая, хозяева гостеприимные. Рекомендую. Хорошенько выспавшись, с утра пошатались по деревенским улочкам и немного отдохнули на живописном нейском берегу. К 11:30 вновь прикатили в Макарьев, где нас уже ждали в краеведческом музее. Отдельное спасибо директору музея, В.В. Исаченко, которая в выходной день провела для нас познавательную экскурсию. После осмотра экспозиций, также в сопровождении Веры Валерьевны посетили духовный центр этих мест – Троицкий Макарьев Унженский монастырь.

Где в главном соборе запечатлели росписи изумительной работы.

Далее отведали блинов в "Блинной" на главной городской площади. Затем немного пошатались по городским улочкам.
Перед нами – бывшее реальное училище, в настоящее время стены которого занимает школа №1.

Следующая точка маршрута располагалась в 120 км от Макарьева. Однако непосредственно до неё доехать можно разве что на лесовозе. Поэтому, оставив машину возле заброшенной фермы и вымершей деревни Левково (жаль не было времени по ней пройтись), полтора км топали такой вот дорогой до села Ширяева.

Место душевное и очень красивое. На возвышенности, посреди леса, в уже несуществующем селе открывается взору два заброшенных храма.

Деревянная Вознесенская церковь, 1760 г., перестроенная в конце XIX века.

И каменная Николаевская, 1828 года.

Один из здешних домов.


Ширяево стало последним заброшенным селом, посещённым нами в то путешествие. Хватит с нас пеших прогулок. Пора держать и путь домой. Но, конечно нельзя было не посетить, коли мы оказались в тех краях, музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково".

И напоследок, успеваем посетить погост Никола-Бережки с Никольской церковью 1792 г., что в километре от щелыковской усадьбы.

Как заключение: за три дня мы накатали без малого 1500 км, а с учётом, что за четыре дня до костромской поездки мы совершили ленинградское путешествие длиною в 3500 км, то вышло, что за две недели мы намотали 5000 км. Определённо это наш новый рекорд.
Как обычно, подробные посты по этой поездке будут написаны мною в дальнейшем.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Отец Андрей Ткачёв о Владимире Путине - божий человек на своем месте

...Без раболепства и чинопоклонства. Здравый и трезвый поп о государе и текущем моменте.    Мастер Каморки