Город, по легендам основанный еще царем Соломоном, с сохранившимися драгоценными храмами Бэла (I век н. э.), Баалшамина (II век), Агора (III век), амфитеатром и караван-сараем, возможно, скоро исчезнет.
В руках террористов сейчас находится треть Пальмиры, а так как боевики буквально охотятся за древними сооружениями и взрывают их при первой возможности — судьбу города предсказать не сложно.
Два месяца назад, например, они срыли бульдозерами древний ассирийский город Нимруд в Ираке ( XIII век до н. э.), что ЮНЕСКО признало «военным преступлением».
Глава сирийского министерства по защите древностей Маамун Абдулкарим призвал международное сообщество пока не поздно спасти Пальмиру, и похоже, у мира остается для этого считанные часы.
По словам российского религиоведа Романа Силантьева, ненависть к памятникам «языческих цивилизаций» – одна из особенностей ваххабизма.
«По мнению исламских радикалов – все древние памятники, что римские, что греческие, что египетские должны быть разрушены, – рассказал «Комсомольской правде» эксперт. – Тем более, что террористы знают – эти руины очень дороги ненавистной Западной цивилизации. Им важно дать Западу пощечину. Именно поэтому талибы расстреляли статуи Будды в Афганистане, хотя им предлагали большие деньги за их сохранение. Это нигилизм в крайней стадии. Они даже бравируют этим — дескать, вы в ужасе? Значит, мы действуем правильно! Поэтому боевики все что можно снесут, что можно — продадут на черном рынке. К сожалению, такое исламисты уже делали не раз». Красивейший город-памятник древности Пальмира до сих пор поражал воображение туристов со всего мира. Но теперь его могут разрушить фанатики-ваххабиты.
Террористы распродают антикварам ценности с захваченных арабских территорий
Подобная участь ждет и исторические памятники Пальмиры.
Над Пальмирой — «жемчужиной Сирийской пустыни» — развеваются черные флаги террористов. Общественность крайне обеспокоена судьбой древнего города, ведь боевики могут сровнять Пальмиру с землей, как иракский Нимруд.— Даже если сам комплекс в Пальмире сохранится, остается вероятность его разграбления. Наибольшее опасение вызывает судьба пальмирского некрополя. Там очень много до сих пор не исследованных объектов, многое еще не было найдено и ждало своего часа. И именно в подобных местах могут быть найдены хорошо сохранившиеся и неповрежденные предметы, которые и пользуются спросом на черном рынке, — прокомментировал археолог Али Бедави. По словам экспертов, боевики ИГ работают вместе с контрабандистами. Террористы зарабатывают на нелегальной продаже античных статуэток и даже фрагментов мозаики. В частности, на продаже антиквариата экстремисты уже выручили более миллиона долларов. Стоит отметить, что ливанские силовики задерживают большой поток контрабандных исторических ценностей из Сирии. Однако нелегальным торговцам иногда удается их перехитрить и доставить груз до покупателя. Кроме того, контрабандисты переправляют товар и по морю, поэтому тысячи ценностей исчезают бесследно. Такая же судьба может ждать и Пальмиру, если даже боевики не сровняют древний город с землей, то вероятность того, что они сохранят памятник нетронутым, крайне мала. 20 мая террористы ИГИЛ окукупировали древнюю Пальмиру, подтянув подкрепление из иракской провинции Анбар. Сирийская армия отошла из «жемчужины Сирийской пустыни», чтобы не подвергать разрушению уникальные античные развалины. Николай Сологубовский |