...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства ...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки
2015/07/16
Церковь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани
Погружение в уникальную атмосферу культового здания, ставшего одним большим механизмом. Удивительное сочетание двух разных эстетических сред. Чувство, будто внутри него вы герой какого-нибудь черно-белого научно-фантастического фильма, наподобие «Метрополиса» 1926 года. Все это о старой церкви Иконы Божией Матери Милующей на Васильевском острове, долгое время пробывшей тренировочной базой моряков-подводников.
На Васильевском острове, в самом дальнем конце Большого проспекта расположены сугубо утилитарные здания: заводы, склады, морские казармы, наконец, электростанция, на трубы которой так любят забираться фотографы. Среди всего этого индустриального великолепия запросто можно не заметить церковь Иконы Божией Матери Милующей, построенную по проекту Василия Косякова, который позднее работал над знаменитым Морским собором в Кронштадте. Здание церкви в русско-византийском стиле выглядит в этом промышленном ландшафте так же неожиданно, как и расположенный относительно недалеко и известный многим особняк Брусницыных.
Но если роскошный особняк был построен для семьи богатых заводчиков, то новую церковь в районе галерной гавани создали как раз для самых многочисленных жителей этого района – портовых рабочих. Неслучайно именно там, среди городской бедноты и пролетариев, одно время успешно проповедовал известный провокатор Гапон, сыгравший драматическую роль во время событий Первой русской революции 1905 года.
В 1920-е годы молодому советскому государству много сил приходилось уделять созданию и развитию военно-морского флота, в том числе подготовке специалистов-подводников. Именно поэтому после закрытия в 1932 году церковь стала тренировочной площадкой учебного отряда подводного плавания имени С.М. Кирова. Кстати, отряд ведет свою историю с 1906 года. Тогда он был сформирован по указу императора Николая II, разумеется, под другим названием. В отряде занимались водолазной подготовкой моряков-подводников, а также обучением экипажа борьбе за живучесть подводного корабля. Внутренность церкви стала преображаться, и из культового сооружения она стала постепенно превращаться в огромный тренажер, насыщенный различными машинами и механизмами.
В центральной части церкви, под куполом, была сооружена металлическая башня высотой более 20 метров, ставшая тренажером для аварийного всплытия. Рядом с ней в бывшем алтаре был оборудован бассейн для отработки действий под водой по устранению неисправностей на винтах и рулях подводных лодок. Позднее в северном приделе было построено оборудование для тренировки действий по борьбе за живучесть. Это была герметичная камера, имитирующая отсек подводной лодки, в которой моделировался либо пожар, либо затопление отсека. Учебной команде необходимо было научиться устранять течи и тушить пожары, укладываясь по времени в суровые нормативы. Тысячи подводников прошли в стенах бывшей церкви испытания огнем и водой, а после обучения отправились служить Родине на флот. Любопытная деталь: отец В.В. Путина – Владимир Спиридонович – в 1930-х годах служил в этом учебном отряде подводного плавания, а после – на одной из подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота.
В результате всех изменений, связанных с работой учебного отряда, наполненный технологичными деталями интерьер церкви стал больше напоминать декорации к какому-нибудь фильму–антиутопии. Сформировалась уникальная техногенная среда, обладающая ярко выраженной эстетикой, которую будет трудно где-либо встретить еще.
Сравнительно недавно, в 2012 году, здание церкви окончательно передали Санкт-Петербургской епархии. Церковь располагается на территории действующей воинской части, и прихожане могут посетить воскресные богослужения, пройдя через контрольно-пропускной пункт.
Попав в здание, можно ощутить, будто оно застыло где-то между прошлым и будущим. Прошлое в виде военных тренажеров до сих пор на месте, но уже не задает тон, а будущее в виде столь необходимой реконструкции пока не наступило. Именно в такие моменты важно запечатлеть эффект «застывшего времени», да и не только его.
Церковь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани
Церковь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани Византийский
(Санкт-Петербургская гаванская во имя Милующей Божией Матери церковь
(приписная к Троицкой гаванской церкви)) Русско-византийский стиль
Пам. арх. (федеральн.)
1889-1898 - гражд. инж. Косяков Василий Антонович, гражд. инж. Пруссак Дмитрий Константинович ([99]. C...)
Церковь Божией Матери Милующей. Фото нач. 1900-х гг.
...этот храм стоял на Кубани.
Церковь в память коронования Александра III и Марии Федоровны.
Проект, утвержденный в 1887 г., стал первой крупной работой гражд. инженеров Вас. А. Косякова и Д. К. Пруссака. Предварительно на участке была построена часовня, где поместили икону Божией Матери Милующей, привезенную с Афона.
Заложена в 1889 г. В 1896 г. был освящен алтарь прп. Андрея Критского, главный алтарь освящен в 1898 г.
Иконостас храма создан по проекту Косякова, образа написаны московскими иконописцами. Южный придел освящен в памчть прп. Сергия Радонежского и свт. Феодосия Черниговского в марте 1900 г. В 1903 г. колокольню увенчали императорской короной (не сохран.).
В 1903 г. установлена ограда со стороны большого пр. (утрачена).
Пятиглавая каменная церковь построена в византийском стиле.
Четыре полукупола выступают из стен здания лишь наполовину. Все купола украшены аркадами окон.
Санкт-Петербуржская гаванская во имя Милующей Божией Матери церковь (приписная к Троицкой гаванской церкви)
Престольный праздник 11 июня (по ст. стилю) 24 июня (по новому ст.) Храм Милующей Божией Матери располагался в центре прихода Троицкой церкви (В.О.), к которой и был приписан со времени его сооружения.
В 1887 г. священник В. Альбицкий с причтом и прихожанами Гаваньской Троицкой церкви обратились через Главного священники Армии и Флота в Святейший Синод с ходатайством о разрешении приступить им к сооружению нового каменного приходского храма во имя Милующей Божией Матери и в память священного коронования их императорских величеств государя императора Александра III и государыни императрицы Марии Федоровны, и употребить для этой цели принадлежащий Троицкой церкви капитал, в количестве семидесяти шести тысяч рублей, который был пожертвован еще в 1822 г. шкипером гребного порта Матфеем Феодоровичем Кенином (к 1887 г. капитал с процентами составлял 76 тыс. руб.). На эту просьбу последовало в апреле того же года разрешение Святейшего Синода. Закладка храма была совершена 29 мая (по ст. стилю), а освящение 25 октября (по ст. стилю) 1898 г. Каменное здание в византийском стиле вмещало до 1800 чел. Высота храма от поверхности земли, искусственно поднятой на одну сажень, до подножия креста на главном куполе - 20 саж., длина около 20 саж., ширина 15 саж.. Над западным входом в храм располагалась византийская звонница, увенчанная куполом с позолоченной короною. Внутри храм был расписан в византийском стиле. Солея отделялась от средней части храма решеткой из белого мрамора, весь пол был выстлан серыми и красными метлахскими плитками. Были хоры. Массивный иконостас был выполнен из мореного дуба, с резьбой во всех трех приделах (главный алтарь - во имя Милующей Божией Матери, правый - во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и Святого Феодосия Черниговского, левый - в память Святого Андрея Критского). Председателем строительного комитета по сооружению храма был Товарищ обер-прокурора Святейсего Синода - советник Владимир Карлович Саблер. Вся постройка храма обошлась в 180 000 руб.
Церкви Милующей Божией Матери принадлежал деревянный в два этажа дом, который находился по адресу ул. Карташихина дом №7, пожертвованный вдовою отставного квартирмейстера Клавдией Матвеевной Осиповою. Причта по штату при церкви не полагалось. Храм принадлежал Морскому министерству.
(Г. А. Цитович Храмы Армии и Флота. Историко-статистическое описание.
Типо-литография А. П. Нагорова. Пятигорск. 1913 г., добавил Natalia_Ant)