Космос завис
Лучший способ ответить Европе на аресты российских активов по делу ЮКОСа — приостановить сотрудничество с ней в космической сфере
Власти Франции без колебаний затрагивают все сферы российско-французского сотрудничества, производя аресты активов РФ на своей территории в рамках исполнения решения третейского арбитражного суда Гааги в пользу экс-акционеров ЮКОСа.
Под арест попали не только средства, предназначавшиеся России в качестве компенсации за срыв поставок вертолетоносцев «Мистраль», но и 700 млн долларов, которые французская сторона должна была выплатить «Роскосмосу» за передачу и обслуживание ракет «Союз», а также использование спутниковой емкости ФГУП «Космическая связь». Сведения о том, что под арест попали 400 млндолларов за эксплуатацию российских спутников, ранее были обнародованы экс-акционерами ЮКОСа, а информация о конфискации 300 млн, предназначенных для Роскосмоса, появилась в американском юридическом журнале The American Lawyer без уточнения источника. Впрочем, данные об аресте «космических» денег подтвердил прессе представитель GML, владеющей компаниями Hulley Enterprises и Yukos Universal — экс-акционерами ЮКОСа.
Под арест попали не только средства, предназначавшиеся России в качестве компенсации за срыв поставок вертолетоносцев «Мистраль», но и 700 млн долларов, которые французская сторона должна была выплатить «Роскосмосу» за передачу и обслуживание ракет «Союз», а также использование спутниковой емкости ФГУП «Космическая связь». Сведения о том, что под арест попали 400 млндолларов за эксплуатацию российских спутников, ранее были обнародованы экс-акционерами ЮКОСа, а информация о конфискации 300 млн, предназначенных для Роскосмоса, появилась в американском юридическом журнале The American Lawyer без уточнения источника. Впрочем, данные об аресте «космических» денег подтвердил прессе представитель GML, владеющей компаниями Hulley Enterprises и Yukos Universal — экс-акционерами ЮКОСа.
Таким образом Париж просто аннулировал дебиторскую задолженность перед российскими госкомпаниями своего оператора спутниковой связи Eutelsat, а также коммерческой компании Arianespace, занимающейся коммерческими космическими перевозками.
Москва никак не отреагировала на этот шаг французских «партнеров» — в Роскосмосе и ФГУП «Космическая связь» отказались комментировать эту ситуацию прессе. Представитель Кремля Дмитрий Песков заявил российскому информагентству, что не может прокомментировать новость, так как не знает пока всех деталей.
«Пока информация проверяется. Здесь нужно, конечно, владеть детальной информацией, нужно проверить, перепроверить и понимать все обстоятельства и детали перед тем, как что-либо говорить», — сообщил Песков журналистам.
Неясно, понимания каких именно «обстоятельств» не хватает на данный момент российским властям, ведь, казалось бы, Москва ранее на официальном уровне отказалась подчиняться решению Гаагского арбитражного суда, назвав вынесенный им вердикт незаконным.
Не следует удивляться безапелляционной тактике стран Запада, спокойно арестовывающих средства российских госкомпаний без оглядки на возможную реакцию Москвы: в качестве противодействия заведомо незаконным шагам оппонентов Кремль готовит меры исключительно юридического характера, надеясь на пересмотр несправедливого судебного решения. Но странно рассчитывать на то, что международная Фемида повернется к нам лицом — ведь ни для кого не является секретом факт политической ангажированности международных судебных инстанций.
Отвечать нужно иначе, делом, а не словами, и, раз уж Франция сама затронула сотрудничество с РФ в космонавтике, Москва не только может, но и должна приять этот пас, лишив «Пятую республику» доступа к российским космическим технологиям.
Орбитальный крючок
По иронии судьбы, известие об аресте средств, предназначенных для оплаты поставок Роскосмоса, появилось накануне российско-французского семинара по двустороннему сотрудничеству в области космоса, намеченного на 12 апреля. Планировалось, что в мероприятии примут участие около 100 представителей российских и зарубежных компаний космической отрасли. Основной целью мероприятия названо продвижение российских технологий на европейский рынок. Следует отметить, что Россия является на данный момент основным поставщиком ракет-носителей для Франции. Только в прошлом году между странами были заключены два крупных контракта на поставку российских ракет-носителей.
В феврале 2015 года между Роскосмосом и Arianespace была достигнута договоренность о закупке европейской компанией до 2019 года 13 ракет-носителей «Союз-СТ» для запусков с космодрома Куру во Французской Гвиане. А в июне представители Российского космического агентства подписали с коллегами из OneWeb и Arianespace контракт на поставку 21 ракеты «Союз» для отправки на орбиту космических аппаратов системмобильной спутниковой связи, который планировалось реализовать в 2017–2019 годах.
Космонавтика — одна из немногих отраслей, в которых России удалось сохранить лидерство после развала СССР. По словам главы Роскосмоса Игоря Комарова, в настоящее время мы не имеем конкурентов на рынке пусковых услуг, в разработке и строительстве ракетных двигателей и пилотируемой космонавтике. К примеру, НАСА до сих пор не может найти замену российским ракетным двигателям РД-180 — как заявил в субботу представитель Пентагона Роберт Уорк, США смогут создать их аналог не ранее, чем через шесть лет, а до этого момента будут продолжать закупать двигатели у России.
Арестом средств, предназначенных для оплаты российских поставок и услуг в космической области, Париж фактически поставил дальнейшее сотрудничество с Москвой на грань срыва.
По мнению руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, Париж в действительности не планирует прекращать контракты с Роскосмосом.
«Заместить использование российских технологий в данной сфере на Западе могут, но не хотят, так как это связано с очень большими расходами. Собственный пилотируемый корабль у них появится в 2018 году, пока что они зависят от России. Сотрудничество в космосе и финансово-юридические вопросы — это разные вещи, их нужно разграничивать. России тоже выгодно сотрудничать с Западом в космической отрасли», — отметил эксперт в интервью «Русской планете».
Член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин высказал иное мнение. Эксперт полагает, что Россия должна искать других партнеров в космической сфере, сократив контакты с западными странами, которые понесут заслуженный ущерб в результате таких шагов Москвы.
«Франция пострадает от разрыва сотрудничества с Россией в области космонавтики, так как не имеет собственных ракет-носителей всех классов. Единственные страны, которые обладают полной линейкой таких ракет, — это Россия и США. Однако обратиться к Штатам французы не смогут, так как французская авиакосмическая отрасль жестко конкурирует с американской компанией SpaceX. Выступив против России, Париж просто "выстрелил себе в ногу", образно выражаясь», — полагает Ионин.
По мнению эксперта, России давно пора начать вести здоровую и прагматичную политику по отношению к западным партнерам, осуществляя сотрудничество в собственных интересах, как делают США и Европа.
«Запад охотно сотрудничает с нами только тогда, когда сам заинтересован в этом, во всех иных случаях игнорирует партнерские обязательства. Непонятно, зачем российские власти решили продолжать сотрудничество с европейскими странами и Вашингтоном на МКС: западные государства полностью зависят от нас в данном вопросе, но уже совершенно ясно, что с ними у нас взаимовыгодных отношений быть не может. Вместо того чтобы продолжать "умершее" сотрудничество с Западом, нам нужно было искать других партнеров для работы на МКС — ими могут стать страны ШОС, БРИКС, в первую очередь Китай», — подчеркнул Андрей Ионин в беседе с РП.
К сожалению, пока что Москва не проявляет необходимой решительности. По мнению Минюста РФ, российские компании, пострадавшие от арестов активов в европейских странах в связи с делом ЮКОСа, должны самостоятельно добиваться справедливости в суде.
«Арестованные активы принадлежат российским организациям-контрагентам, которые в соответствии с законодательством РФ независимы и самостоятельно осуществляют судебную защиту гражданских прав», — заявили ранее в министерстве. Очевидно, что этот путь не имеет перспектив, так как решение Гааги по иску бывших акционеров российской топливной компании имело явный политический подтекст и является по своей сути еще одним пакетом санкций, направленных против России.
Москва должна не надеяться на мифическую справедливость в международных судебных инстанциях, а дать симметричный ответ — например, резко ограничить объемы сотрудничества с Евросоюзом и США в области космонавтики, «выгнать» западные государства с МКС и начать развивать контакты в этой сфере с дружественными для нас странами.