Сегодня появились свежие данные на вечную тему – кому принадлежит Россия. В отличие от распространенного мнения, наша страна принадлежит не олигархам, а чиновникам.
Завтра правительство рассмотрит доклад Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции. Государство стремительно наращивает присутствие в экономике. Вклад его и госкомпаний в ВВП вырос до 70% в 2015 г. с 35% в 2005 г.
Масштабная приватизация была закончена в далеком 2002 году, когда олигархам была продана российско-белорусская Славнефть.
Сегодня все три лидера капитализации российского фондового рынка – Роснефть, Сбербанк РФ и Газпром - контролируются государством, и ни о какой полной приватизации данных компаний в принципе речь не идет. Можно сказать, что за последние десять лет состоялся полный пересмотр приватизации, просто об этом официально не объявили по телевизору и с официальных трибун.
Завтра правительство рассмотрит доклад Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции. Государство стремительно наращивает присутствие в экономике. Вклад его и госкомпаний в ВВП вырос до 70% в 2015 г. с 35% в 2005 г.
Масштабная приватизация была закончена в далеком 2002 году, когда олигархам была продана российско-белорусская Славнефть.
Сегодня все три лидера капитализации российского фондового рынка – Роснефть, Сбербанк РФ и Газпром - контролируются государством, и ни о какой полной приватизации данных компаний в принципе речь не идет. Можно сказать, что за последние десять лет состоялся полный пересмотр приватизации, просто об этом официально не объявили по телевизору и с официальных трибун.
Для борьбы с монополиями и чиновниками ФАС предлагает национальный план развития конкуренции, который готовится по поручению президента. Документ ФАС постарается сделать предельно конкретным, с цифровыми показателями, в случае невыполнения которых губернаторов и министров предложено отстранять от должностей.
Для либерала или даже просто рыночника, в том числе автора этих строк, доля государства в 70% однозначно избыточна. Однако не всё так просто. В современном мире эффективность компании прежде всего зависит не от формы собственности, а от эффективности менеджмента. За примером далеко ходить не надо. Государственная Роснефть ничем не уступает абсолютно частному Лукойлу. Дочка ЦБР Сбербанк РФ – очень эффективная государственная компания даже на фоне спада экономики. Прибыль Сбербанка по РСБУ составила в январе-августе 322,8 млрд руб. против 112 млрд руб. в январе-августе 2015 г. При этом мы каждую неделю слышим новости об отзыве лицензий у нескольких абсолютно частных банков.
В глобальной экономике у России три конкурентных преимущества – нефтегаз, оборонка и атомная промышленность. Во всех трех секторах доминирует государство. При этом данные отрасли - это не только большая экономика, но и большая политика. Например, как действия России в Сирии, так и недавнее примирение с Турцией в том числе объясняются необходимостью сохранения позиций Газпрома на европейском рынке и достижения безопасности газового транзита. Турция однозначно более надежный партнер по транзиту газа, чем Украина.
Как же повысить эффективность экономики? Стандартный ответ современной "экономической теории" – быстрая, ускоренная приватизация. Однако вряд ли это одобрит российское общество. Напомним, либеральные партии полностью провалились на недавних выборах. Распродать или раздать госсобственность кому попало - это не вариант. Второй раз повторять ошибки 90-х сегодня - очень плохая идея. Плюс это однозначно кончится пустой казной и массовыми задержками выплат не самых больших в России зарплат и пенсий.
Ключевой вопрос – это качество государства. Сможет ли оно быть эффективным собственником, а все госструктуры - похожими на тот же Сбер? Сможет ли государство регулировать рынки, не лоббируя интересы своих компаний? Без решения проблемы конфликта интересов никакая приватизация и сокращение присутствия государства не помогут. Плюс стратегической целью приватизации должно быть формирование класса мелких акционеров, портфельных инвесторов, а не новых олигархов. Это снизит социальную напряженность в обществе.
Ну и в заключение: Россия за год улучшила свое положение в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ). Наша страна поднялась на две позиции, до 43-го места. По мнению составителей рейтинга, несмотря на спад ВВП и снижение цен на нефть и газ, России удалось улучшить свои позиции за счет улучшения качества образования и деловой среды, в том числе за счет ликвидации административных барьеров.
Россия является шестой экономикой мира, и 43 место смотрится несколько странно. Видимо, имеет место традиционный западный "политический дисконт" в оценке России и ее компаний. Этим грешат даже Moody’s и S&P. С другой стороны, вряд ли можно отрицать, что падение цен на нефть заставило Россию озаботиться эффективностью государства и развитием несырьевого сектора. Россия имеет все шансы стать фабрикой технологий для стран БРИКС, прежде всего в оборонном комплексе.
Что касается развития человеческого капитала, то здесь, вероятно, России стоит использовать опыт братской Беларуси. Беларусь не только сохранила советские достижения, но и смогла улучшить качество образования и социальную политику. Последнее, правда, не без помощи России, которая традиционно осуществляет поставки энергоносителей по льготным ценам.
Для либерала или даже просто рыночника, в том числе автора этих строк, доля государства в 70% однозначно избыточна. Однако не всё так просто. В современном мире эффективность компании прежде всего зависит не от формы собственности, а от эффективности менеджмента. За примером далеко ходить не надо. Государственная Роснефть ничем не уступает абсолютно частному Лукойлу. Дочка ЦБР Сбербанк РФ – очень эффективная государственная компания даже на фоне спада экономики. Прибыль Сбербанка по РСБУ составила в январе-августе 322,8 млрд руб. против 112 млрд руб. в январе-августе 2015 г. При этом мы каждую неделю слышим новости об отзыве лицензий у нескольких абсолютно частных банков.
В глобальной экономике у России три конкурентных преимущества – нефтегаз, оборонка и атомная промышленность. Во всех трех секторах доминирует государство. При этом данные отрасли - это не только большая экономика, но и большая политика. Например, как действия России в Сирии, так и недавнее примирение с Турцией в том числе объясняются необходимостью сохранения позиций Газпрома на европейском рынке и достижения безопасности газового транзита. Турция однозначно более надежный партнер по транзиту газа, чем Украина.
Как же повысить эффективность экономики? Стандартный ответ современной "экономической теории" – быстрая, ускоренная приватизация. Однако вряд ли это одобрит российское общество. Напомним, либеральные партии полностью провалились на недавних выборах. Распродать или раздать госсобственность кому попало - это не вариант. Второй раз повторять ошибки 90-х сегодня - очень плохая идея. Плюс это однозначно кончится пустой казной и массовыми задержками выплат не самых больших в России зарплат и пенсий.
Ключевой вопрос – это качество государства. Сможет ли оно быть эффективным собственником, а все госструктуры - похожими на тот же Сбер? Сможет ли государство регулировать рынки, не лоббируя интересы своих компаний? Без решения проблемы конфликта интересов никакая приватизация и сокращение присутствия государства не помогут. Плюс стратегической целью приватизации должно быть формирование класса мелких акционеров, портфельных инвесторов, а не новых олигархов. Это снизит социальную напряженность в обществе.
Ну и в заключение: Россия за год улучшила свое положение в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ). Наша страна поднялась на две позиции, до 43-го места. По мнению составителей рейтинга, несмотря на спад ВВП и снижение цен на нефть и газ, России удалось улучшить свои позиции за счет улучшения качества образования и деловой среды, в том числе за счет ликвидации административных барьеров.
Россия является шестой экономикой мира, и 43 место смотрится несколько странно. Видимо, имеет место традиционный западный "политический дисконт" в оценке России и ее компаний. Этим грешат даже Moody’s и S&P. С другой стороны, вряд ли можно отрицать, что падение цен на нефть заставило Россию озаботиться эффективностью государства и развитием несырьевого сектора. Россия имеет все шансы стать фабрикой технологий для стран БРИКС, прежде всего в оборонном комплексе.
Что касается развития человеческого капитала, то здесь, вероятно, России стоит использовать опыт братской Беларуси. Беларусь не только сохранила советские достижения, но и смогла улучшить качество образования и социальную политику. Последнее, правда, не без помощи России, которая традиционно осуществляет поставки энергоносителей по льготным ценам.