Предпринятый Мемориалом просветительский ПРОЕКТ в духе учебников Истории СССР Джорджа Сороса - «Мы называем ее трансформацией гуманитарных дисциплин, потому что в отличие от точных наук гуманитарные науки были искажены марксистско-ленинской догмой. Поэтому надо было проводить конкурсы на написание новых учебников, по разработке новых методик преподавания и т. д. Эту программу мы будем продолжать столько, сколько сможем. Я очень доволен, что значительное количество учебников, примерно 24 названия, пошли в массовое производство...».
Не в том проблема, что на уникальное по поставленным социальным задачам советское общество начала ХХ века переносятся либеральные стандарты века XXI, что само по себе категорически некорректное сравнение, а в том, что трудная и сложная история страны очевидно подгоняется под пропагандистский тезис "Россия - тоталитарное государство", и инструменты для этого выбираются самые негодные, замешанные на страдании людей, кому господа как бы собирались сочувствовать, при ближайшем рассмотрении, однако, просто зарабатывающие на этом дешевые правозащитные дивиденты. Для кого, или для чего - о правозащитных войнах много написано, читайте. Стоит только помнить, что единственной силой, оказавшейся в состоянии противостоять гитлеровской Германии, был Советский Союз, который был обречен на внешнюю агрессию цивилизованной Европой и Соединенными Штатами. А значит, и невероятные усилия по индустриализации страны, включая и принудительный труд, перевод всей промышленности на выпуск вооружений, вся машина мобилизационной экономики оказались оправданы жесткой исторической необходимостью. А жертвы не должны быть забыты. Как и виновники этих жертв - и внутри страны, и вовне. Мастер Каморки
Октябрь, 1917. В теории справедливого коммунистического государства тюрьма должна была исчезнуть вместе с классовым неравенством. Но идеалы коммунизма не успели даже начать претворяться в жизнь, как количество мест заключения в Москве увеличилось втрое, а категории граждан, коллективно причислявшихся к преступным, расширялись с каждым новым годом советской власти. Постепенно тюрьмы и лагеря стали очагом формирования массового беззакония и порабощения населения по всей стране и метафорой тотальной несвободы в СССР. К 1950-м годам оказалось, что не было и года, когда места заключения не были бы переполнены.
Октябрь, 2017. По сей день вся структура мест заключений и система исполнения наказаний в России остаются такими же репрессивными по своей сущности, как и во времена ГУЛАГа.
Инфографический спецпроект пытается реконструировать линии становления, развития, подчинения и переподчинения системы лишения свободы в Москве с 1917-го по конец 1950-х годов и в общих чертах показывает, что унаследовала современная Москва от советского репрессивного аппарата.
НКЮ РСФСР Народный Комиссариат Юстиции
НКВД РСФСР Народный комиссариат внутренних дел
ВЧК при СНК Всероссийская чрезвычайная комиссия при Совете Народных Комиссаров
Новая страна требует новой судебной системы, социалистических норм права и пусть пока не отмены тюрем (слишком велико влияние прошлого строя и слишком много противников у нового), но реформы тюремной системы. Эти ответственные задачи, как и руководство всеми местами заключения, ложатся на Народный Комиссариат Юстиции. В его ведении сосредоточилось и управление всеми местами заключения.
Организация «советского строительства» на местах и охрана порядка — именно эти «милицейские» функции стали главными у созданного в числе первых Народного Комиссариата Внутренних Дел. На деле полномочия НКВД значительно шире: от руководства рабоче-крестьянской милицией и уголовным розыском до вопросов устройства пленных и беженцев и регистрации общественных организаций.
В связи с возможными забастовками служащих Дзержинскому поручено «составить особую комиссию для выяснения способов подавления злостного саботажа...». Так была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия. Задуманная прежде всего как орган борьбы с должностными преступлениями, с каждым витком гражданской войны, она расширяла список своих полномочий вплоть до применения расстрела без суда, превращаясь в «карающий меч» в руках партии.
1918
ЦКО Центральный карательный отдел
ГУМ Главное управление милиции
Тюр. отдел Тюремный подотдел
Одновременно с переездом правительства из Петрограда в Москву НКЮ распускает Главное управление местами заключения (ГУМЗ), создавая вместо него Центральный карательный отдел. Переименование главка выводит на первый план и новые, прежде всего карательные, задачи тюремной политики.
Народная, рабоче-крестьянская милиция реорганизуется в стройную систему со своим штатом и Главным управлением. В его ведении, в частности, оказываются арестные дома, которые отныне выполняют не только функции камер предварительного задержания, но и тюремных помещений — из-за небывалого притока арестованных.
ВЧК не доверяет своих подследственных «либеральным» органам юстиции и слабому штату милиции, поэтому организует свой тюремный отдел. Заведующему отделом тов. Евсееву поручают «подыскать из существующих тюрьму для арестованных органами ВЧК». Параллельно в зданиях, принадлежащих МЧК и ВЧК, создаются свои следственные тюрьмы — прообразы будущей внутренней тюрьмы на Лубянке.
1919
ГУМ НКВД Главное управление милиции НКВД
ГУПР Главное управление принудительных работ
Спустя почти два года Карательный отдел наконец издает циркуляр «О тюремном режиме», в котором настаивает на борьбе с произволом и беззаконием в местах лишения свободы и организует специальные наблюдательные комиссии. Позже по прямому указанию Ленина помимо работников госаппарата в состав комиссий стали включать «педагогов, психиатров и других приглашаемых карательным отделом сведущих, интересующихся пенитенциарными вопросами лиц».
Для координации усилий Центропленбежа (отвечавшего за беженцев), ВЧК и НКВД создается новое учреждение в составе НКВД — Отдел принудительных работ (ОПР). ВЧК поручают организовать лагеря принудительных работ в каждой губернии и затем передать их ОПР. За побег из таких лагерей «заключенному увеличивается срок наказания до 10-кратного размера первоначального заключения...».
Положение в тюрьмах ВЧК остается вне инструкций НКЮ и определяется напрямую Дзержинским, его соратниками и обстоятельствами времени. В то же время при ВЧК формируется комиссия для выработки условий содержания заключенных — «Управление лагерями». Руководит ею Ф. Д. Медведь, назначенный одновременно и главой отдела принудработ НКВД. ВЧК в целом стремится расставить свои кадры в НКВД, прежде всего, чтобы взять под контроль уголовный розыск и милицию — основные «каналы» поступления заключенных.
1921
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
ЦИТО Центральный исправительно-трудовой отдел
ГУМ Главное управление милиции
ГУПР Главное управление принудработ
Тюр. отдел Тюремный подотдел
СЛОН Соловецкий лагерь особого назначения
Наметившийся переход к мирному социалистическому строительству отразился на на изменении названия отдела, отвечающего за пенитенциарную политику. В остальном, все осталось по-прежнему. Бедственное материальное положение тюрем в частности и страны в целом, бесконечные спекуляции внутри мест лишения свободы, привлечение к исполнению обязанностей надзирателя самих заключенных, недостаток еды, медикаментов и даже топлива — характерные черты советской тюрьмы начала 20-х.
После перехода к НЭПу НКВД постепенно получает ряд важных хозяйственных функций. Закономерно, что именно в это время наркомат выступает с инициативой объединения всех мест лишения свободы в единую систему под своим руководством. В числе основных аргументов стоит рентабельность: по мнению НКВД, ГУПР сможет реализовать на практике принцип самоокупаемости тюрем гораздо быстрее, чем это сделает Наркомюст.
В приказе «О карательной политике органов ЧК» сообщается, что угрозы буржуазной революции больше нет: «Между тем Советская власть и слишком крепка, и слишком бедна, чтобы строить новые лагеря для случайных людей, против которых нет никаких улик и которых держать сейчас в заключении нет никакого смысла».
1922
НКЮ РСФСР Народный Комиссариат Юстиции
НКВД РСФСР Народный комиссариат внутренних дел
Приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР. Особое значение в обоих отводится роли трудового воздействия через принудительный труд как внутри мест заключения, так и вне содержания под стражей. Кодекс определил виды м/з: исправительно-трудовые дома, колонии (ремесленные и сельскохозяйственные), переходные исправительные дома. В данный перечень по непонятным причинам не вошли продолжавшие функционировать изоляционные тюрьмы и трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей.
ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления при НКВД РСФСР. В числе причин реорганизации — окончание гражданской войны, неспособность ВЧК подавить вооруженные крестьянские восстания и скомпрометировавшие себя имена «чрезвычайка» и «чекист», которые стали синонимами беспредела и кровавых расправ. ГПУ поручалась борьба со шпионажем и бандитизмом, охрана границ, железнодорожного и водного сообщения. Дела арестованных ВЧК передавались в ревтрибуналы и суды.
ГУМЗ Главное управление местами заключения
ГУМ Главное управлении милиции
ГУПР НКВД Главное управление принудительных работ
ГПУ при НКВД Главное политическое управление
СЛОН Северные лагеря особого назначения
Полемика между НКВД и НКЮ по вопросу концентрации мест заключения в руках одного ведомства, начавшаяся еще в 1920 г., разрешилась к концу 1922 г. при непосредственном участии Политбюро и партийного руководства. Места заключения ЦИТО НКЮ переданы в подчинение НКВД, однако аппарат и его бессменный глава — Е.Г. Ширвиндт — остались прежними, что можно считать определенной победой прогрессивных взглядов на исправительную политику.
Предполагалось, что в распоряжении ГПУ останется только одна тюрьма в Москве и одна в Петрограде. Однако ведомству удалось отстоять право на свою систему мест заключения и тюремный отдел. Само политическое управление из «карающего меча» на некоторое время превратилось всего лишь в орган дознания и предварительного следствия: даже арест подозреваемых отныне мог производиться только с санкции прокурора (НКЮ). Особенно ярко полемика между судебными органами и ГПУ проявилась во время следствия и громкого процесса над правыми эсерами.
1923
НКВД РСФСР Народный комиссариат внутренних дел
ОГПУ при СНК Объединенное государственно-политическое управление при Совете Народных Коммисаров
ГУМЗ Главное управление местами заключения
АОУ: Тюр. отдел Тюремный отдел административно-организационного управления
УСЛОН Управление северными лагерями особого назначеня
Постепенное реформирование системы мест заключения окончательно оформилось в виде первого Исправительно-Трудового кодекса РСФСР (введен в 1924 г). В нем появилось четкое деление мест заключения по функциям: 1) дома заключения, 2) исправительно-трудовые дома, 3) колонии 4) изоляторы специального назначения, 5) переходные исправительно-трудовые дома. Была также отдельная группа трудовых домов для несовершеннолетних и правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.
Новая экономическая политика спровоцировала рост правонарушений в крупных городах. Тюрьмы в Москве переполнены, в докладах ГУМЗ ставится вопрос об открытии новых тюрем на 2–3 тыс. человек. В это время происходит и изменение контингента мест заключения: особую опасность для власти в период НЭП’а представляют хозяйственные и должностные преступления, спекуляция, бандитизм и хулиганство, поэтому осужденных по «контрреволюционным» статьям в тюрьмах становится немного меньше.
Органы ГПУ выведены из состава НКВД, в самостоятельное Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ). ОГПУ остались подведомственны собственные места заключения: внутренние тюрьмы, сеть политических изоляторов и Соловецкие лагеря особого назначения. К середине 20-х органы госбезопасности не только укрепили свое ведомственное положение, но и расширили сферу деятельности: в ведении ОГПУ находилась экспериментальная детская трудкоммуна в Болшево, спортивное общество войск и органов ОГПУ «Динамо» и даже экспедиция подводных работ особого назначения.
1927
Количество заключенных продолжает стремительно расти. Одна из причин — минимальный срок заключения в 1 день, установленный УК, а также обвинительный уклон судей в пользу лишения свободы, хотя бы и краткосрочного, вместо «условного» наказания. В 1927 году проходит и масштабная редакция Уголовного Кодекса, которая приводит к фактическому принятию нового нормативного акта, главным нововведением которого стало введение знаменитой 58-ой статьи. Она значительно расширяет список категорий преступлений, по которым советский гражданин может оказаться в тюрьме.
Многие мастерские при тюрьмах сотрудничают с фабриками, имеют свои магазины и получают прибыль от продажи продукции, которая идет на расширение производства внутри мест заключения и поощрение работников. Но средств по-прежнему не хватает ни на достойную зарплату надзирателям, ни на обустройство мастерских, ни на обеспечение заключенных необходимым минимумом пищи, белья и медикаментов. Предпринимаются всевозможные попытки разгрузить м/з: проводят амнистию в честь 10-летия Октябрьской революции, однако переполненность тюрем по-прежнему велика и доходит до 158%.
ОГПУ получает право рассматривать во внесудебном порядке дела о диверсиях, поджогах, порче оборудования и строго наказывать виновных вплоть до применения высшей меры наказания. Это открывает эпоху масштабного рассмотрения дел вне судов и судебных процессов, инспирированных ОГПУ. Шаткость собранных следователями ОГПУ доказательств не мешала прокурорским работникам поддерживать, а судам выносить обвинительные приговоры в том числе к ВМН. Наиболее распространенными статьями становятся шпионаж, вредительство, диверсия.
1928 ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА. «ШАХТИНСКИЙ ПРОЦЕСС».
1929
В связи с новыми задачами в исправительно-трудовой политике органам юстиции отводится роль посредников для «сортировки» осужденных между НКВД и ОГПУ. Так, отбор осужденных в систему исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) ОГПУ производили на местах специальные комиссии под председательством представителя НКЮ, которые имели в своем составе представителей ОГПУ и НКВД.
ГУМЗ НКВД предписывают пересмотреть свою сеть мест лишения свободы и «дальнейшую работу вести в направлении полного использования лиц, лишенных свободы от 1 года до 3-х лет, в специально организованных сельскохозяйственных колониях с целью сокращения до минимума места лишения свободы, сохранив за оставшимися только функции изоляторов для лиц, находящихся под следствием, и пересыльных пунктов». Таким образом, к 1929 г. в ГУМЗ остаются только малосрочники.
Осужденные на сроки 3 года и выше передаются «для отбытия лишения свободы в лагеря, организуемые ОГПУ». Для них поручается создать концентрационные лагеря в отдаленных районах с целью колонизации и эксплуатации природных богатств.
1930 КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ И НАСТУПЛЕНИЕ НА КРЕСТЬЯНСТВО
ОГПУ при СНК Объединенное государственно-политическое управление при Совете Народных Коммисаров
Ликвидированы НКВД союзных и автономных республик, часть их функций переданы в ОГПУ.
ГУИТУ Главное управление исправительно трудовых учреждений
ГУРКМ Главное управление рабоче-крестьянской милиции
АОУ: Тюр. отдел Тюремный отдел административно-организационного управления
ГУЛАГ Главное Управление исправительно-трудовых лагерей
Места заключения НКВД переданы республиканским НКЮ, в составе которых образованы главные управления исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ). В их подчинении оказались все "малосрочные" тюрьмы и колонии (для осужденных до 3 лет), а также приговоренные к исправительно-трудовым работам без лишения свободы.
Центральные и местные органы ГПУ получают право контроля и использования органов милиции и угрозыска в своих интересах. Фактическая передача в ведение ОГПУ милиции, сеть подразделений которой покрывает всю страну, существенно расширяет возможности политического сыска. На протяжении 30-х ОГПУ сосредоточено на искоренении контрреволюционной активности и любой «антисоветчины».
С 1927 года значительно возросло число заключенных, что привело и к росту количества исправительно-трудовых лагерей. Появилась необходимость в организации единого главка. Так, для руководства лагерной системой организовано Управление лагерей ОГПУ (УЛАГ ОГПУ), менее чем через год получившее статус главного управления (ГУЛАГ ОГПУ).
1931 ГУРКМ Главное управление рабоче-крестьянской милиции
ЭКУ: 5 отд. 5 отделение Экономического управления
АОУ: Тюр. отдел Тюремный отдел административно-организационного управления
ГУЛАГ Главное Управление исправительно-трудовых лагерей
Ведется работа над созданием нового Исправительно-трудового кодекса. Предполагалось, что в его разработке примут участие представители разных ведомств, в том числе и ГУГАГа.
Широкая кампания по борьбе с вредительством под руководством Экономического управления (ЭКУ) ОГПУ привела к заключению большого числа специалистов — инженеров, конструкторов, научных работников. Для использования «вредителей» в интересах советского производства создаются научно-технические тюрьмы — особые конструкторские бюро или «шарашки». К концу года с ярлыком «вредитель» оказывается так много ученых, что Политбюро вынуждено ограничить права ОГПУ и запретить аресты специалистов без согласия наркома ведомства, в котором работает ученый.
1932
Репрессии несколько ослабли после принятия «О революционной законности», в котором осуждались «перегибы на местах» и несоблюдение законов в ходе коллективизации. Там же признавалось, что практика массовых операций себя исчерпала. В ряде регионов СССР ограничили внесудебные полномочия местных органов ОГПУ. Постепенно и роль ОГПУ в использовании труда заключенных свелась к функции «держателя» рабочей силы и ее поставщика производственным организациям хозяйственных наркоматов.
1933
В итоговом варианте исправительно-трудового кодекса 1933 года, который просуществует вплоть до 1971, нет ни слова о системе лагерей ГУЛАГ ОГПУ. В редакции описывается только «легальная» система мест заключения НКЮ. Такое решение оставило широкое поле для произвола в политизоляторах и лагерях органов госбезопасности.
1934 УБИЙСТВО КИРОВА. БОЛЬШОЙ ТЕРРОР
НКЮ РСФСР Народный Комиссариат Юстиции
НКВД СССР Народный комиссариат внутренних дел
Борьба трех ведомств за полный контроль над бесплатной рабочей силой в лице заключенных вылилась в ликвидацию базовых принципов пенитенциарного дела, на которых строилось исправительно-трудовое законодательство, прежде всего, прогрессивной системы отбывания наказания.
Принято Постановление об упразднении ОГПУ и создании союзно-республиканского НКВД. В результате произошедшей реорганизации в НКВД сосредоточились все места заключения, ИТЛ и производственные объекты при лагерях — от крупнейших строек (БАМ, канал Москва–Волга) до мелких сельскохозяйственных предприятий при колониях. Таким образом, НКВД СССР уже на момент создания стал крупнейшим хозяйственным наркоматом. При НКВД СССР сформировано «Особое совещание» (ОСО), которому предоставлены широкие права, в том числе право на применение в административном порядке ссылки, заключения в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР.
ГУЛАГ: ИТЛ и ТК Исправительно-трудовые лагеря и трудовые колонии ГУЛАГ НКВД
ГУЛАГ: ОМЗ Отделы мест заключения ГУЛАГ НКВД ( в центре) и Отделы мест заключения НКВД/УНКВД (на местах)
АХУ: Тюр. отдел Тюремный отдел Административно-хозяйственного управления НКВД
АХУ: ОТК Отдел трудовых колоний для несовершеннолетних Административно-хозяйственного управления НКВД
ГУГБ Главное управление государственной безопасности НКВД
Исправительно-трудовые учреждения Наркомюста переданы в состав ГУЛАГа НКВД СССР, где организован Отдел мест заключения. Созданные на областном уровне местные отделы руководили ИТК и тюрьмами, в которых содержались все категории заключенных: срочные, пересыльные, кассационные и следственные.
Главные функции ОГПУ сосредоточились в ГУГБ, во главе которого встал сам нарком внутренних дел СССР Г.Г.Ягода. Уже в следующем году он станет первым Генеральным комиссаром государственной безопасности. За всю историю звание генерального комиссара госбезопасности носили всего три человека: Г.Г. Ягода, Н.И.Ежов и Л.П Берия. В АХУ сосредоточилось управление тюрьмами ГБ, а также организован Отдел трудовых колоний для несовершеннолетних.
1936 БОЛЬШОЙ ТЕРРОР
МЮ СССР Министерство юстиции СССР
В Москве состоялся последний Съезд Советов СССР, принявший новую «сталинскую» Конституцию СССР. Образование Народного комиссариата юстиции СССР — рубежная веха в развитии советской юстиции. В нем уже не было ни прокуратуры, ни следственных органов: прокурорско-следственные органы союзных республик были выделены из наркоматов юстиции и переданы в ведение Прокуратуры СССР.
На фоне безудержного раздувания культа личности Сталина и пропаганды советских успехов с начала 1935 замедляется рост численности заключенных в лагерях. С января 1936 г. он прекращается вовсе. Примерно та же тенденция и в системе ОМЗ. Невелик рост и числа самих лагерей: с начала 1935 до середины 1937 организовано 5 и ликвидировано 2 лагеря. В 1936 Постановлением ВЦИК и СНК СССР введено тюремное заключение за особо опасные преступления.
Наркомом внутренних дел СССР назначен Н.И.Ежов. Проходит активная чистка кадров, в том числе, в АХУ и ГУГБ. Она подразумевает тщательное выявление и устранение социально-чуждых, антипартийных, уголовных и т.п. лиц, проникших в аппарат. Параллельно идет активная борьба с преступностью среди несовершеннолетних: именно в 1935 принят знаменитый указ, предусматривающий все виды уголовного наказания, включая расстрел, с 12 лет.
1937
ГУЛАГ: ИТЛ и ТК Исправительно-трудовые лагеря и трудовые колонии ГУЛАГ НКВД
ГУЛАГ: ОМЗ Отделы мест заключения ГУЛАГ НКВД ( в центре) и Отделы мест заключения НКВД/УНКВД (на местах)
ГУГБ: Тюр. отдел Тюремный отдел Главного управления государственной безопасности
Вместе с прокуратурой из наркомюста ушли обязанности надзора за местами заключения. В эпоху большого террора прокуроры ведомства Вышинского закрывают глаза на особые методы работы следователей: пытки, ложные показания, а также на условия и сроки содержания под следствием.
Власть развязала массовый террор в самых жестоких формах. В места заключения хлынул невиданный поток людей: за 9 месяцев (с 1 июля 1937 г. по 1 апреля 1938 г.) число заключенных в ГУЛАГе увеличилось более чем на 800 000, превысив 2 миллиона. Главными проблемами стали прием, размещение, организация охраны и создание хотя бы видимости трудового использования этого гигантского потока людей. Первым следствием новой репрессивной политики была поспешная организация уже в августе 1937 г. сразу 7 лесозаготовительных лагерей.
Приказом Ежова был расформирован тюремный отдел АХУ. Режим содержания заключенных в особых тюрьмах был назван «либеральным», потакающим «троцкистско-зиновьевским бандитам». Тюрьмы для содержания особо опасных преступников были изъяты из ОМЗ ГУЛАГ и переданы в Тюремный отдел ГУГБ НКВД СССР, которому позже в рамках «конспирации» присвоят номер 10. В конце 1937 из-за притока контрреволюционных дел тюрьмы ГУГБ делят по предназначению: для осужденных и подследственных.
1938
Н.И.Ежов освобожден от должности наркома внутренних дел СССР. Тогда же на эту должность назначен Л.П.Берия. Ближайшее окружение Ежова постигла та же участь, что и самого Николая Ивановича — арест, суд, обвинения в работе на врага и расстрел.
Ликвидированы Специальные коллегии областных и республиканских судов. Таким образом, дела по политическим преступлениям изъяты не только из рук судей, но и из компетенции следователей и прокуроров. Большинство дел по государственным преступлениям отныне рассматривались или военными прокуратурами и военными трибуналами, или следователями НКВД и особым совещанием наркомата. Наркомат юстиции перестает играть весомую роль в судьбе арестованных и осужденных.
На базе Тюремного отдела ГУГБ НКВД и ОМЗ ГУЛАГа организовано Главное тюремное управление, где сконцентрировалось руководство всеми тюремными учреждениями страны. К концу 1939 в его подчинении — центральные тюрьмы ГУГБ НКВД СССР, две тюрьмы ГУГБ НКВД СССР для осужденных (Владимирская и Орловская), общие, внутренние и тюрьмы специального назначения, а также тюремные камеры УНКВД и дорожно-транспортных отделов (ДТО). Тюрьмы госбезопасность, однако, сохранили наименование «тюрем ГУГБ» вплоть до 1941 г.
На эпоху большого террора пришлась и новая, небывалых масштабов, волна арестов ученых и специалистов. По инициативе Л.П. Берии организован Отдел особых конструкторских бюро НКВД СССР. Ему поручается организовать работу специалистов, которые оказались в лагерях или тюрьмах СССР.
1939 НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
1940
НКВД СССР Народный комиссариат внутренних дел
НКГБ СССР Народный комиссариат государственной безопасности СССР
В феврале НКВД разделен на два наркомата: в НКГБ СССР, образованном на базе ГУГБ, сосредоточилась разведка, контрразведка, охрана правительства. В ведении НКВД СССР остаются внутренние оперативные, конвойные и пограничные войска, охрана тюрем и лагерей (ГУЛАГ), милиция, а также части местной противовоздушной обороны и пожарной охраны. Для координирования работы и общих методов борьбы с антисоветским элементов г. Москве организуется Центральный Совет в составе наркома госбезопасности и наркома внутренних дел СССР, начальников Третьего управления НКО СССР и Третьего управления НКВМФ СССР.
ГУЛАГ Главное Управление исправительно-трудовых лагерей
Тюр. Упр. Тюремное управление
ОТБ Особое техническое бюро (4 спецотдел)
4 отдел
УАО 2-й (Учетно-архивный) отдел
Из мест заключения в ГУЛАГе остались ИТЛ, специализировавшиеся на сельском хозяйстве, рыболовстве и производстве ширпотреба, а также все территориальные ОИТК–УИТЛК. Кроме того, к основным функциям ГУЛАГа относились разработка нормативных документов по режиму и охране, централизованный учет и распределение заключенных, осуществление общего контроля за местами заключения. Помимо ГУЛАГа структура НКВД включила 9 производственных главков и управлений, в распоряжении которых были свои лагеря, обслуживавшие строительства и производство.
Часть тюрем из ведения НКВД переходит в ГБ. Руководство ими возложено на 2-й (учетно-архивный) отдел. При этом в МВД создан первый спецотдел, который координирует учет заключенных, содержание арестованных, в том числе, в тюрьмах НКГБ.
1941 НЕМЕЦКИЕ ВОЙСКА ВТОРГАЮТСЯ В СССР
НКВД СССР Народный комиссариат внутренних дел
С началом войны, в связи с необходимостью централизации управления, НКВД и НКГБ вновь объединяются в единый наркомат — НКВД СССР.
ГУЛАГ Главное Управление исправительно-трудовых лагерей
Тюр. Упр. Тюремное управление
4 с/о 4-й спецотдел
Опер. чек. Оперативно-чекистские управления и отделы
Эвакуация тюрем из Москвы начинается еще в июне 1941 года. Нередкой становится практика ускоренного вынесения приговоров к ВМН, практикуются массовые расстрелы заключенных при эвакуации из Западных областей Белорусской и Украинской республик. Один из самых массовых расстрелов произошел в сентябре 1941 под Орлом. Среди заключенных Орловского изолятора были видные партийные и научные деятели. Из-за смены приоритетов государства быстрый рост лагерной системы сменился столь же быстрым ее сворачиванием.
На базе Особого технического бюро НКВД СССР и 4 отдела бывшего НКГБ СССР был организован 4 спецотдел НКВД СССР. В оперативно-чекистские управления и отделы вошли контрразведка и разведка за границей, следчасть по особо важным делам, управление особыми отделами, обыски, аресты, наружное наблюдение и проч.
1943 ПЕРЕЛОМ В ВОЙНЕ
НКВД СССР Народный комиссариат внутренних дел
НКГБ СССР Народный комиссариат государственной безопасности СССР
СМЕРШ Смерть шпионам
В связи с коренным переломом в ходе войны отпадает необходимость сверхцентрализации органов. Как и в феврале 1941, оперативные подразделения ГБ вновь выделены в самостоятельный наркомат. Также создана группа управлений военной контрразведки «СМЕРШ» (сокр. от «Смерть шпионам») для выявление шпионов и участников военных преступлений. Главное управление контрразведки «Смерш» возглавил Абакумов, который подчинялся напрямую наркому обороны Сталину.
ГУЛАГ: ГУИТЛиК ОИТК - УИТЛиК на местах
Тюр. Упр. Тюремное управление
4 с/о 4-й спецотдел
Отдел «А» Учетно-архивный отдел
Выходит не публикуемый Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года о введении новых видов наказания: каторги и публичного повешения «для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников». Такие меры не были предусмотрены в уголовном законодательстве СССР со времён царской России.
В созданный «отдел А» вошло и управление тюрьмами, которые обслуживали следственную часть НКГБ по особо важным делам (шпионаж и антисоветская деятельность). СМЕРШ своих тюрем не имел и использовал преимущественно тюрьмы НКГБ.
1946 ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС И ГОЛОД
МЮ СССР Министерство юстиции СССР
МВД СССР Министерство внутренних дел СССР
МГБ СССР Министерство государственной безопасности СССР
ГУЛАГ Главное Управление исправительно-трудовых лагерей
ГТУ Главное тюремное управление
4 с/о 4-й спецотдел
Тюр. отдел Тюремный отдел
СМЕРШ «Смерть шпионам!»
В системе ГУЛАГа появились Особлаги, которые должны были сконцентрировать всех осужденных к лишению свободы за шпионаж, диверсии, террор, а также троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов, участников антисоветских организаций и групп и «лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям» (в первую очередь — уже отбывавших срок в местах заключения). Для иностранных заключенных специалистов создаются специальные тюрьмы, по аналогии с «шарашками».
Министром государственной безопасности становится начальник ГУКР «СМЕРШ» В. С. Абакумов. С его приходом началось перетекание функций МВД СССР в ведение МГБ, а само управление военной контрразведки влилось в МГБ в качестве 3 главного управления. В этом же году создается и специальный тюремный отдел МГБ, а также Особое совещание при министре для вынесения внесудебных решений по следственным делам, которые ведутся в МГБ.
В 1947—1952 годах из МВД в МГБ переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения. При особлагах МВД в 1950 году организованы отделы МГБ, которые вели агентурную работу среди заключенных. О результатах работы они отчитывались перед Тюремным отделом МГБ. Под руководством Абакумова было проведено «Ленинградское дело» и положено начало Делу Еврейского антифашистского комитета. Сигналом для разгрома ЕАК стало убийство Соломона Михоэлса офицерами МГБ СССР по личному указанию Сталина.
1953 СМЕРТЬ И.В. СТАЛИНА
МВД СССР Министерство внутренних дел СССР
5 марта 1953 г., после смерти И.В.Сталина, на базе МГБ и МВД СССР было создано объединенное МВД СССР. Министром внутренних дел был назначен Л.П.Берия. Все 15 производственных главков и управлений МВД, имевших в своем составе лагеря, были ликвидированы. Большинство их производственных структур и объектов были переданы в другие министерства, а входившие в их состав ИТЛ вместе с оставшимися производственными объектами (преимущественно мелкими) были сконцентрированы в ведении ГУЛАГа. МВД перестало быть производственной организацией.
ГУЛАГ Главное Управление исправительно-трудовых лагерей
ОДК Отдел детских колоний
УИТЛК-ОИТК Отделы исправительно-трудовых лагерей и колоний
Тюр. Упр. Тюремное управление
Опер. чек. Оперативно-чекистские управления и отделы
В Министерства юстиции были переданы ГУЛАГ, отдел детских колоний (ОДК), управления и отделы исправительно-трудовых лагерей и колоний (УИТЛК–ОИТК) и отделы детских колоний (ОДК) в республиках, краях и областях ... и инспекции исправительно-трудовых работ со всеми входящими в их состав службами и подразделениями, промышленными предприятиями, строительными организациями, подсобными хозяйствами, а также учебные заведения, готовящие кадры для системы Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний».
На базе Тюремного отдела МГБ и Тюремного управления МВД организовано Тюремное управление МВД. После слияния МВД и МГБ в одно министерство начинается пересмотр общей численности тюрем. Ревизия отмечает, что многие внутренние тюрьмы размещались в помещениях, не пригодных для содержания заключенных. В связи с ликвидацией 4-го спецотдела пересмотрена и дислокация тюрем специального назначения. В результате с апреля по октябрь 1953 года закрыто 62 тюрьмы, в том числе внутренних тюрем – 34, общих тюрем – 25 и специальных – 3.Несмотря на то, что лагеря ГУЛАГа переданы в Минюст, особлаги остались в ведении МВД.
Смерть Сталина позволила вернуться к вопросу неэффективности лагерного труда и переполнение тюрем и лагерей, который давно висел в воздухе. Предчувствуя изменение политической ситуации, Берия при поддержке Политбюро предложил разгрузить тюрьмы, заменить уголовную ответственность за некоторые хозяйственные, должностные и бытовые преступления административной, пересмотреть сфабрикованное «дело врачей». «Бериевская амнистия» освободила из мест заключения около 1,2 млн. человек. Одновременно по инициативе МВД началось освобождение части политических заключенных (в основном, высокопоставленных партийных работников, арестованных в последние годы правления Сталина). 26 июня 1953 года сам Берия арестован по обвинению в измене Родине.
1954
МВД СССР Министерство внутренних дел СССР
КГБ при Совете Министров
Комитет государственной безопасности СССР
Тюр. отдел Тюремный отдел
ГУЛАГ Главное Управление исправительно-трудовых лагерей
Тюр. отдел Тюремный отдел
Опер.чек. Оперативно-чекистские управления и отделы
Началась разработка и реформирование системы уголовного наказания. Формируются новые основы уголовного законодательства. Вновь введено условно-досрочное освобождение (спустя 15 лет после его отмены в 1939 году).
В январе 1954 г. принято решение о возврате ГУЛАГа в ведение МВД. К середине года ликвидированы Особые лагеря. Одновременно дан старт пересмотру всех уголовных дел, связанных с контрреволюционными преступлениями, смягчены наказания и ряду других категорий заключенных. Общая численность заключенных уменьшается еще на 285 тысяч человек (с 1 апреля 1954 г. по 1 января 1955 г.).
В 1954 году оперативно-чекистские управления и отделы МВД СССР выделены в самостоятельное ведомство — Комитет государственной безопасности при Совете Министров.
1956 ДОКЛАД "О КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ"
Тюр. отдел Тюремный отдел
ГУИТК Главное управление исправительно-трудовых колоний
ОДК Отдел детских трудовых и воспитательных колоний
В 1956 году Минюст СССР упразднён. В числе причин — стремление в период «хрущёвской оттепели» восстановить «ленинские нормы социалистической законности», избавить суды от контроля со стороны. Подчиненность судов органам юстиции в вопросах правильности и единообразия применения судебной практики противоречило принципу независимости суда. Функции минюста возложены на юридические комиссии при Совете Министров.
Официально признается «нецелесообразным дальнейшее существование исправительно- трудовых лагерей МВД СССР как не обеспечивающих выполнения важнейшей государственной задачи — перевоспитания заключенных в труде». ГУЛАГ де-юре прекращает существование. Все ИТЛ МВД СССР передают в подчинение МВД союзных республик (по территориальной принадлежности) и впоследствии реорганизуют. Руководство тюрьмами остается в МВД. На 1956 г. в подчинении Тюремного отдела 415 тюрем, в которых содержится 143 509 человек.
К середине 1957 года численность личного состава КГБ по сравнению с 1954 годом сокращена более чем на 50%. Из органов госбезопасности уволено более 18 тыс. человек как неспособных обеспечить выполнение поставленных перед органами КГБ задач. В том числе более 2.300 сотрудников — за нарушение советской законности, злоупотребление служебным положением и аморальные проступки. В 1959 году упразднен Тюремный отдел КГБ при СМ СССР, а функции руководства следственными изоляторами КГБ были переданы Учетно-архивным отделам как в Центре, так и на местах.