...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2018/12/02

Про Путина-дракона, абсолютную власть и парадигму беспросветного российского сегодня. И про российский либерализм, разумеется, как кривое зеркало того, о чем сказано выше

Невозможно не восхищаться этими добрыми людьми. Сначала они соблазнились ценностями свободного мира, беспредельным рынком и тем, что "всякому свое", а лучшим - обязательно лучшее. Пятьсот сортов колбасы, теплый сортир и швейцарский счет. И сломали громадную страну, первое в истории социальное государство, доказавшее свою эффективность уже тем хотя бы, что оно единственное смогло противовостоять и победить самое инфернальное зло, которое когда-либо рождалось в человеческом рассудке - фашизм. Теперь продолжают ломать то, что от этой страны осталось.
Опять выдвигая все те же дрянные идеи - безграничного права ходить по головам, свободы торговать пустотой, которую обязательно надо прикрыть рассуждениями об общечеловеческих идеалах, борьбе с абсолютным злом-добром, протесте как совершенной добродетели...
Все так, господа, но есть для вас один радикальный способ навсегда прекратить ваши страдания, вашу бесконечную головную боль - сами знаете какой. Гильотина. Нет, не нравится? А разрушать страны ради химеры либерализма - нравится? Думаете, раз тут уже получилось, получится и еще? Мастер Каморки  

3 октября в Риге и 12 декабря в Москве в рамках фестиваля «Артдокфест» покажут фильм режиссера Виталия Манского «Свидетели Путина». В основе картины — сделанные Манским и никогда раньше не показывавшиеся съемки о первых трех месяцах на посту исполнявшего тогда обязанности президента Владимира Путина — с момента отставки Бориса Ельцина 31 декабря 1999 года до выборов 2000 года. Журналист «Медузы» Андрей Козенко посмотрел «Свидетелей Путина» и рассказывает, какие вопросы он задает, а на какие — отвечает.

О чем этот фильм?

О передаче власти Борисом Ельциным Владимиру Путину. Хронологически фильм начинается 31 декабря 1999 года со знаменитого телеобращения Ельцина: «Я принял решение, я ухожу»; он просит прощения за не сбывшиеся надежды граждан страны, за то, что не получилось «одним рывком» попасть в светлое будущее. Владимир Путин уже в статусе исполняющего обязанности президента идет в театр с премьер-министром Великобритании Тони Блэром, навещает свою школьную учительницу в Санкт-Петербурге, ненадолго заезжает к мемориалу рядом со взорванным в сентябре 1999-го домом на Каширском шоссе в Москве. В день выборов мы видим Бориса Ельцина дома с семьей, а Путина — в своем штабе, где празднуют победу и его нынешние соратники (Дмитрий Медведев), и люди, ушедшие потом в оппозицию (например, Михаил Касьянов и Глеб Павловский).
Вскоре после своего избрания Владимир Путин возвращает красный флаг в армию и советский гимн с обновленным текстом, объясняя: нужно дать гражданам ощущение, что они не все потеряли с распадом СССР, вся эта символика должна ассоциироваться не с лагерями, а с победой в Великой Отечественной войне.
По сути, Манский пытается ответить на вопрос, можно ли было уже тогда предугадать, каким президентом окажется Владимир Путин и как долго он будет на этом посту.

Как был снят этот фильм?

Виталий Манский был одним из тех, кто снимал предвыборную кампанию Путина, поэтому имел в эти дни максимальный доступ ко всем связанным с ней событиям. Важно еще и то, что политики школы 1990-х были максимально открыты, поэтому в фильме много настоящих, совсем не протокольных сцен. Вот Манский задает вопросы Путину прямо в его автомобиле. Вот первая учительница ждет будущего президента у себя дома, а ее квартиру бегло осматривают — предположительно сотрудники ФСО. Вот внук Бориса Ельцина Иван сидит у деда на коленях и на вопрос: «За кого ты голосовал?» отвечает: «За Путина». А вот Михаил Лесин в присутствии Ельцина обещает, что свободе слова в России ничего не угрожает. Так близко лидеров российского государства еще никто не снимал. Например, в документальном фильме Оливера Стоуна «Путин» его главный герой уже куда менее естественен.

Можно ли было угадать, каким будет президентство Путина?

В этом фильме 31 декабря 1999 года жена режиссера Наталья Манская — сразу после обращения Ельцина — за пару минут произнесла все, что российская оппозиция будет говорить следующие два десятилетия во всех интервью и на всех митингах: про склонность Путина к авторитаризму и про его пренебрежение к демократическим ценностям.
И если смотреть с позиций 2018 года — кажется, что да, уже тогда Владимир Путин стилистически делал примерно то же, что и сейчас. Еще в 2000 году он отказался участвовать в дебатах кандидатов в президенты и с тех пор не делал этого ни разу; признавался, что некомфортно себя чувствует в предвыборных кампаниях: «Бессовестное дело — надо обещать больше, чем твои конкуренты». Уже тогда апеллировал ко всему хорошему, что было в советском прошлом; легко уходил от прямых ответов на вопросы; говорил, что в ответ на любого рода агрессию нужно отвечать только силой. Даже губернаторы сейчас приходят к власти тем же способом, каким пришел сам Путин: назначаются исполняющими обязанности, используют весь доставшийся им административный ресурс, пытаются показать, что выборы — это формальность, все уже решено.



«Свидетели Путина». Фрагмент
Artdocfest

В 2000 году Путину еще было важно объяснять свою мотивацию. Поэтому он несколько раз очень экспрессивно объясняет Манскому, зачем вернул флаг и гимн. «Я обязан объяснять мотивы своего поведения», — говорил президент тогда. Сейчас Путин если что-то и объясняет, то вынужденно — как это было с его телеобращениемпро повышение пенсионного возраста.

Ельцин был уверен, что выбрал правильного преемника?

Сложно сказать. Откровенно счастлива в этом фильме семья Ельцина — особенно его жена Наина и их дочь Татьяна Дьяченко. Сам же он выглядит как человек, который принял сложнейшее решение, но еще не уверен, правильное ли. Родные эту тему при Ельцине не поднимают.
Семья первого президента России открывает шампанское, радуясь первым результатам экзитполов. Ельцин говорит, что у него было 20 кандидатов на роль преемника, но он выбрал Путина — и уверен в нем, хоть тот не сразу и согласился, взял время на раздумья. «Он плохого человека не поставит. Сколько перебирал!» — хвалит мужа Наина Ельцина.
После оглашения первых результатов Ельцин звонит в приемную Путина, просит соединить его с избранным президентом. Ему говорят, что Путин перезвонит, но проходят часы, а звонка так и нет. «В бане, наверное», — предполагает Наина Ельцина. Сцена полная неловкости и досады.

Путин уже тогда стремился к абсолютной власти?

Скорее, нет, но c каждым днем все больше входил во вкус. Он еще совсем не уверен в себе, когда стоит рядом со слагающим полномочия Ельциным. Предельно сжат и сконцентрирован во время беседы с расслабленным и улыбающимся Тони Блэром. Даже когда он приходит в свой штаб после победы — ведет себя с остальными как с равными соучастниками предвыборной борьбы.
Внимание нравилось ему все больше и больше — это прослеживается по ходу картины. Например, уже после своего избрания Путин разрешает Виталию Манскому снять, как он плавает в бассейне, демонстрируя хорошую физическую форму. Правда, выходя из бассейна, прикрывает камеру своей рукой; необходимости демонстрировать торс тогда еще, видимо, не было.

Что об этом фильме говорит режиссер?

«В 2018-м уже нет Путина. Это уже не человек, так сказать, из плоти и крови. Это некий дракон. Шварцевский дракон, которого даже Путин сам персонально победить не может, — говорил в интервью „Настоящему времени“ Виталий Манский. — Я надеюсь, что те, кому 18 в 2018 году, те, кто родились в 2000-м, может быть, они смогут, увидев [фильм], почувствовав и поняв, все-таки изменить парадигму этого абсолютно беспросветного российского сегодня».
Андрей Козенко

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Отец Андрей Ткачёв о Владимире Путине - божий человек на своем месте

...Без раболепства и чинопоклонства. Здравый и трезвый поп о государе и текущем моменте.    Мастер Каморки