Бесподобые художественные обзоры от vita_colorata. С удовольствием рекомендую ее ЖЖ всем любителям стиля, моды, искусства и архитектуры и всего, что дает нам вкус и наполненность нашей повседневной жизни. Мастер Каморки
Т
е, кто читал воспоминания Александра Бенуа, вспомнят его ностальгию по петергофским дачным выездам. Здесь прожил он три лета. Часто наведывался к брату Леонтию, на его личную дачу. Не любил жену брата, за то, что она купеческого астраханского рода, хоть и получили супруги в подарок знаменитую Мадонну Леонардо да Винчи. Впрочем, тогда она еще не была ею, а стала как раз стараниями Александра позже.
Бенуа описал свои приезды к брату:
"На их даче в Петергофе, прелестном коттедже, построенном Леонтием на самом берегу моря, имелось и другое:
пойдешь в смежный с дачей царский парк, понюхаешь цветов, обильно рассаженных на клумбах, полюбуешься закатом над Финским заливом, поиграешь с собаками и с кошками, побеседуешь с попугаем; но и это все в специфической атмосфере дома брата теряло для меня свой соблазнительный характер.
Я пробирался к калитке, а оттуда бежал на поезд или на пароход, чтобы скорее снова очутиться у себя, в нашей атмосфере, в атмосфере нашего дома и моих родителей."
Уже нет здесь цветов на клумбах, но место по прежнему с настроением, особенно осенью. И запустение, царящее здесь вкупе с осенней природой вызывает ностальгию по тем временам.
В этих местах была когда-то деревня Бобыльская, после реформы 1861 года, когда крестьяне перестали быть крепостными, земли деревни попали в руки Богдана Федоровича Небо. Здесь основал он свое имение под названием "Елизаветино" , а потом распродал частями под дачи.
В этих местах была когда-то деревня Бобыльская, после реформы 1861 года, когда крестьяне перестали быть крепостными, земли деревни попали в руки Богдана Федоровича Небо. Здесь основал он свое имение под названием "Елизаветино" , а потом распродал частями под дачи.
Несколько участков стали собственностью семьи Бенуа, что понятно, так-как Бенуа-отец был тесно связан своей архитектурной деятельностью с Петергофом.
По проекту Леонтия Николаевича Бенуа были построены три дачи, его самого, его зятя А.Э. Мейснера и брата Михаила Николаевича Бенуа , который был в отличие от прочих братьев не художественной профессии, а морским офицером. Дача самого Леонтия Николаевича и его зятя сгорели в 1919 году, но сохранилась дача Михаила Николаевича .
Если посещения семьи брата Леонтия слегка напрягали художественный вкус Александра, то сам Петергоф неизменно радовал.
"Какие волшебные прогулки я совершал, бродя по тенистым, в лес переходящим аллеям Лейхтенбергского парка и добираясь по шоссе до Петергофа и вступая под сень Нижнего Сада или Английского Парка. И еще какое наслаждение — пожалуй наиболее сладкое и острое — купанье в море! Стоило сделать шагов тридцать от калитки альберовской дачи, перейти через береговую дорогу, спуститься по невысокому валу из крупного булыжника, и уж под босыми ногами ощущаешь плотный песок, а еще через пять-шесть шагов на пальцы ног начинает набегать нагретая солнцем волна! "
Рядом сохранились в ветхом состоянии еще три дачи: Сан-Галли, Крона и Грубе. Дача пивного короля Людвига Ивановича Крона тоже построена по проекту Леонтия Бенуа. Сейчас дачи формально принадлежат петербургскому университету, но заметно, что они давно заброшены.