...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2019/08/29

О настоящих причинах русофобии в белорусских СМИ, как и русофобии на Украине. Олег Назаров

Тревожные звонки со стороны Белорусских товарищей. Некоторые любят наступать на грабли до полного удовлетворения. Мастер Каморки

 П озицию белорусских властей по украинским событиям (Майдан, свержение Януковича, война в Донбассе) можно при желании назвать взвешенной. Из Минска идут сигналы как солидарности с Украиной, так и поддержки российской политики. Многие в России ждали от А. Лукашенко большей определённости, хотя у нас немало сторонников белорусского лидера, которые объясняют риторику президента Республики Беларусь ухищре­ниями дипломатии. Действительно, равноудалённость Лукашенко позволила организовать в Минске переговоры между ЛНР/ДНР и Киевом.
Но всё чаще в российских СМИ говорят о росте национализма в Белоруссии, о перспективах там местного Майдана.
Существуют ли исторические предпосылки для развития «украинского сценария» в Белоруссии?
Вообще об опасности и особенностях радикального украинского национализма многие наши историки и политики на долгие годы как бы забыли. Можно вспомнить книгу львовского историка Виталия Масловского «В борьбе с врагами социализма. Очерки классовой борьбы на селе в период построения основ социализма в западных областях Украины. 1939–1950» (Львов, 1984). Автор на основании документов рассказал о преступлениях ОУН-УПА на Украине.
После распада СССР Масловский стал одним из первых, с кем расправились последователи Бандеры. Это случилось при президенте Кучме до «оранжевой революции» 2004-го и государственного переворота 2014 года. Масловского обнаружили умирающим в подъезде его дома во Львове 26 октября 1999 года. Скончался от черепно-мозговой травмы и перелома шейного участка позвоночника. Версия, что он по неосторожности упал в лестничный пролёт, изначально была убедительна только для тех, кто и желал его смерти.
Большого резонанса расправа над учёным не получила – ни на Украине, ни в России, ни в Польше. Бандеровцы убедились: можно всё. Результат известен.
В 2012 году, когда волна антироссийской пропаганды накрыла Украину, в России вышел двухтомник «Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы в двух томах» (М.: РОССПЭН, 2012). Это стало событием для исследователей украинского национализма. Последователи Бандеры и Шухевича фундаментальный труд российских историков встретили с негодованием. В том же году в Минске вышла книга «ОУН-УПА в Беларуси. 1939–1953 гг. Документы и материалы». Работа белорусских коллег, а она существенно расширила круг источников по этой теме, до сих пор известна немногим. Хотя обнародованные документы подтверждают: с конца 1930-х и до начала 1950-х годов украинские националисты действовали в белорусском Полесье, совершая убийства, террористические акты, другие преступления.
Активность ОУН-УПА на юге Белоруссии предопределялась претензиями украинских националистов на эти земли. Считая, что титульным населением Полесья являются украинцы, обе фракции ОУН (Андрея Мельника и Степана Бандеры) рассматривали земли, входившие в 1930-е годы в состав Польши, как неотъемлемую часть будущей независимой Украины. Их претензии выросли в начале Великой Отечественной войны, когда германские оккупационные власти включили Полесье в состав созданного ими рейхскомис­сариата «Украина».
Уже в начале войны в Полесье действовали боевики «Полесской сечи» Тараса Боровца-«Бульбы». Это он первым дал своим отрядам название «Украинская повстанческая армия» (УПА). Первый же отряд бандеровской УПА появился там в конце 1942-го. Между бандеровцами и Боровцом начались конфликты, доходившие до кровопролития. В мае 1943 года после переговоров с бандеровцами Тарас «Бульба» переименовал свои отряды в «Украинскую народно-революционную армию». Вспоминается поговорка: где два украинца, там три гетмана…
Советские партизаны вели непримиримую борьбу со всеми ответвлениями украинских националистов – с бандеровцами, мельниковцами, бульбовцами. Пролилось много крови. 17 марта 1944 года банда украинских националистов из двухсот человек при налёте на деревни Повитье и Травы Брестской области убила 10 партизан и секретаря партийной организации Марию Пронину.
Чуть раньше, в январе, секретарь Пинского подпольного обкома КП(б)Б генерал-майор Алексей Клещевдокладывал секретарю ЦК КП(б)Б и начальнику Центрального штаба партизанского движения Пантелеймону Пономаренко: «Западные районы области по немецкому административному делению отнесены к Украине. В апреле месяце (1943 г. – О.Н.) обкомом партии получены сигналы, что украинские националисты засылают свою агентуру на территории Дрогичинского, Ивановского, Жабчицкого и Пинского районов. Националистический центр заслал в эти районы группу офицеров до 126 человек для развёртывания работы в этих районах. Этой группе удалось завербовать предателя нашей Родины командира отряда им. Суворова Бориса Лукашука и четырёх партизан.
Изменнику Лукашуку удалось расстрелять комиссара отряда Бориса Николаевича Михайловского и четырёх партизан из этого отряда. Ивановский райком партии и командование бригады им. Молотова предприняли экстренные меры, выделена специальная группа. Под руководством секретаря райкома Кунькова вся банда националистов была поймана и расстреляна, а также был пойман и расстрелян изменник Родины Б. Лукашук… После этого агенты националистических центров на территории области не появлялись, за исключением случая, когда из Ровенской области группа националистов в количестве 100 человек ворвалась в деревню Дуброва Столинского района, уничтожила 10 семей польской национальности и быстро скрылась в Ровенскую область, а потом выпустила листовку, что польские семьи расстреляны якобы партизанами. Однако крестьяне деревни Дуброва и окружающих деревень не верили этой лжи, так как были очевидцами того, что эти семьи были уничтожены националистами из Ровенской области».
Проникновение украинских националистов в Белоруссию продолжалось и в дальнейшем. Взятый в плен советскими партизанами боевик ОУН-УПА С.Д. Назарчук 26 мая 1944 года показал: «Нам командир говорил, что «УПА» переходит из УССР в БССР потому, что там нужно навести такой порядок, который навели мы на Украине. Нужно заставить белорусов ненавидеть Советы и любить УПА». Реализацией директивы в Белоруссии летом 1944 года занимались от 12 до 14 тысяч боевиков ОУН-УПА.
Теракты продолжались в 1945-м. 24 апреля, согласно докладу Тупицына Пантелеймону Пономаренко, бандиты ворвались в деревню Леликово Дивинского района, «сожгли 3 дома, побили стёкла в крестьянских домах, убили двоих детей гр-на Коржа Ерофея Яковлевича (одному 10 лет и второму 10 месяцев), после чего забрали двух лошадей с повозками и ушли…»
Неудивительно, что поддержки со стороны широких слоёв белорусского народа украинские националисты не имели.
Окончание войны позволило бросить на борьбу с ними более мощные силы. Это дало результат. В 1945 году по антисоветскому подполью нанесли жёсткий удар, но бандитизм ещё долго не ослабевал. 27 марта 1946 года в деревне Рагодощ Ивановского района Пинской области бандиты убили заведующего избой-читальней Ф.А. Машицкого. Год спустя во время выборов в Верховный Совет БССР бандиты разгромили Друйский избирательный участок в Полоцкой области, убив двух дежурных активисток.
По подсчётам белорусских историков, с 1944 по 1946 год боевики ОУН-УПА на территории республики совершили 2384 диверсии и теракта, погибли 1012 человек. Однако исход противостояния советской власти с оуновцами, бульбовцами и другими бандитами сомнений уже не вызывал.
В годы так называемого застоя Советская Украина расцвела. Казалось, радикальный национализм не имеет перспектив возродиться. Но ещё при горбачёвской перестройке наследники Бандеры воспрянули духом, а после распада СССР на рубеже ХХ и ХХI веков бандеровщина на Украине восторжествовала.
В последние годы опыт радикальных украинских националистов стал примером для белорусских русофобов. Газета «Наша нива» регулярно помещает сообщения о подвигах добровольцев «бел­оппозиции» в составе пробандеровских формирований на Украине и доносит на белорусов – защитников Донбасса. Показательно, что, реагируя на прошедший 1 января 2017 года в Киеве марш памяти Бандеры, некоторые белорусские СМИ напомнили, что «личность Степана Бандеры… вызывает резкое неприятие в России в связи с тем, что именно он организовал массовое и успешное вооружённое сопротивление Москве». Особой похвалы палач русского, белорусского, украинского, польского и еврейского народов удостоился за то, что «Бандере удалось сделать украинское движение за независимость массовым и популярным».
Тревожные звонки из Белоруссии звучат всё чаще. Услышат ли их власти России? 25 октября 2016 года посол РФ в Республике Беларусь Александр Суриков в ходе интервью TUT.BY в ответ на вопрос, что отдельные российские информационные ресурсы обвиняют Беларусь в росте националистических настроений, заявил, что за время 10-летней работы в стране он «ничего такого не заметил». Остаётся напомнить, что в 2013 году российский посол на Украине также «ничего такого», похоже, не замечал…

Автор: Олег Назаров

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Отец Андрей Ткачёв о Владимире Путине - божий человек на своем месте

...Без раболепства и чинопоклонства. Здравый и трезвый поп о государе и текущем моменте.    Мастер Каморки