БГ (автосокращение имени музыканта Б.Гребенщикова, как бы намекающее, но не очень...) написал сатирические куплеты, где простым доходчивым языком разъяснил прогрессивным российским гражданам, кто их подлинный враг и кого им в настоящий исторический момент по-хорошему следовало бы... не распинать, разумеется - немного демократически и либерально побичевать... Врага обозначить прямо БГ постеснялся и зашифровал персону как "Вечерний мудозвон". Набежавшая на песню ТОЛПА фанатов куплетиста дружно назначила персоной ведущего ночного политпросветшоу Вл.Соловьева.
Передачи которого, кстати, другой ведущий другого центрального телешоу также с подходящим названием "Вечерний Ургант" - Ив.Ургант называл "соловьиным пометом". Возникшее недоразумение в определении направления сатиры автор песни попытался прояснить словами, - "Во избежание кривотолков хочу заметить очевидную вещь - между "Вечерним У" и "Вечерним М" непреодолимое расстояние...". Забыв, однако, что и с "Вечерним В" и "Вечерним С" оно никак не меньшее. Печалька и казус! Коего бы никогда не случилось, будь уважаемый куплетист решительнее и определеннее, а не ходи вокруг да около со своими поэтическими метафорами и романтическими грезами. Желающие могут убедиться в справедливости сказанного, почитать комментарии к куплетам, или вот, диалог двух ведущих ЭХО Москвы и самостоятельно разобраться, где ТОЛПА, кто там на самом деле МУДОЗВОН, и что же БГ конкретно имел ввиду. Мастер Каморки
К Ларина - Вот есть тот же Владимир Соловьёв. Я заметила, что в последние годы в его радиоэфире кроме слов «мразь», «тварь», «подонок», «скотина» и «сволочь», он никаких других слов не произносит. Иногда переходит на откровенный лай, что очень точно было подмечено у Ильи Клишина в «FakeNews», программе «Дождя».
Так вот, не знаю, если человек считает, что он уже дорос до таких высот, то уже хочется как-то его расстроить и поставить некий диагноз. Поскольку мне кажется (думаю, что ты со мной согласишься), полная, абсолютная, стремительная деградация, распад личности — вот всё, что мы наблюдаем с этим человеком, который является главным лицом российской пропаганды — и голосом, и лицом, и рупором. Мне кажется, что этому человеку пришёл конец. В том смысле, что однажды, совсем скоро, остались считанные дни до того, что когда он придёт за зарплатой, ему откроют форточку и скажут: «Мы в ваших услугах больше не нуждаемся». Может быть такое, как ты считаешь?
И. Петровская - Нет. В ближайшее время — нет. Он ещё простудится на наших похоронах. Потому как эти люди умеют исключительно…
К. Ларина - Он их закажет.
И. Петровская - Он их закажет, во-первых, Не исключено. Во-вторых, эти люди умеют просто исключительно держать нос по ветру, переобуваться, оборачивать белое чёрным, чёрное белым, переворачивать с ног на голову. Потом мы будем доказывать, биться в падучей, в истерике, кричать: «Мы же сами это слышали! Это всё сохранилось!». Уверяю тебя, на все эти возражения обязательно найдётся контрвозражение, где будет доказано, что всё это был тончайший троллинг, а на самом деле этот человек работал на разрушение (и ему это на самом деле удаётся) — на разрушение в том числе своих каналов и своего жанра, что ли. Всё что можно, уже просто разрушено. Наблюдать это становится уже даже не страшно, а смешно. Как в этом случае с «Вечерним М» Гребенщикова.
К. Ларина - Так подожди, ты видишь, что самое главное — совершенно очевидно, что человек слетел с катушек. Это не игра. Вот чтобы все понимали. У нас есть очень много сторонников всяких конспирологических версий, которые утверждают (в том числе, я прямо сейчас вижу), что он это всё изображает, играет. Ребята, он не играет. Это человек, у которого сорвало резьбу. Это реально. И то, что с ним происходит, это круглосуточное визжание — оно неспроста.
И. Петровская - И хрюканье.
К. Ларина - Да, это «хрю» неспроста. Действительно, как кто-то очень точно заметил, как застрявшая свинья визжит это персонаж. Именно персонаж. Вот мой вопрос к тебе: давай всё-таки попробуем как психиатры разобраться, что произошло. Что человека так вывело? Что его так сорвало? Неужели эта достаточно невинная песня, в которой даже не употребляется ни имя его, ни канал, на котором он работает? И вообще с чего вы взяли, товарищ, что это про вас? Потому что такое ощущение, что люди там просто бьются за право быть главным героем песни «Вечерний мудозвон» — то, что я вижу, наблюдаю. Что случилось? На что действительно наступил, как я написала в наших анонсах, куда случайно попал Борис Гребенщиков этой своей невинной песней?
И. Петровская - Во-первых, это тот самый случай, когда на воре и шапка горит. В очередном выпуске FakeNews с Ильёй Шепелиным.
К. Ларина - Ой, прости, я фамилию перепутала — назвала другую.
И. Петровская - Да, я подумала, может быть, ты просто видела какой-то выпуск, который вёл он.
К. Ларина - Нет, конечно Шепелин. Простите ради Бога.
И. Петровская - Да, Илья Шепелин. Я очень смеялась, потому что там это даже как раз было проиллюстрировано каким-то кадром из какого-то художественного произведения — как на воре и шапка горит.
К. Ларина - «Один дома».
И. Петровская - Да, «Один дома». Но слушай, тут когнитивный диссонанс, потому что человек долгое время шёл к этому ощущению своей избранности, своей первости, своей авторитетности. И вот когда он до этого дошёл, не жалея ничего — ни имени, которое когда-то всё-таки какое-то было, ни уж тем более репутации, ни каких-то профессиональных стандартов — выяснилось, что та аудитория, на которую ему, наверное, хотелось работать и, наверное, признание которой было ему важно, либо плюётся, отворачивается и уходит, либо откровенно ржёт. Потому что, правда, эти истерики немолодого человека наблюдать страшно, странно, а теперь уже и смешно. И вот понимая, что у него буквально уходит почва из-под ног, он бьётся в этой истерике.
К. Ларина - То есть ты согласна, что почва всё-таки уходит?
И. Петровская - Так она уходит в этом смысле. Он может ещё сколько угодно продержаться в этом эфире, потому что у меня ощущение, что он абсолютно бесконтролен. А вот эта абсолютная бесконтрольность, отсутствие даже какого-то редакционного контроля (я ни в коем случае не говорю о цензуре, хотя я бы здесь, пожалуй, её поприветствовала) приводит к вот этому ощущению безнаказанности, к тому, что человек распоясался. Вот есть слово «распоясался» — утратил все представления о приличиях. И наблюдать это всё совершенно дико.
Я, может быть, одна из немногих (по крайней мере, сегодня в нашей аудитории) всё-таки смотрю это довольно регулярно. Это прогрессирует. Вдруг, например, ни с того ни с сего рыдания — это уже, безусловно, признак нестабильной психики. Это, пожалуй, не сыграешь. Хотя он очень любит изображать из себя большого советского, русского артиста. Пародировать. Теперь у него любимый персонаж — это Владимир Зеленский. Видимо, ему кажется, что он очень остроумен, очень хорошо его пародирует и показывает. И вот он, значит, хриплым голосом изображает Владимира Зеленского. Тут вот недавно он изобразил в радиоэфире некий татарский акцент, но, в общем, пока что нарвался на обращение одного из слушателей из Татарстана в Следственный комитет с заявлением проверить на предмет разжигания ненависти и вражды в радиоэфире.
Заметим, это тоже государственный радиоэфир, где он уж точно, я считаю, совсем уже откинув все возможные правила приличия, только что не матерится. Ты права — и лает, и воет, и свистит, и хрипит, и шепчет. Мне нравится этот шёпот — такой, вдруг неожиданный. Я сейчас уподобляюсь этому пародисту, политическому журналисту. Это страшно. Вот это реально страшно наблюдать.
К. Ларина - Тут ещё можно вспомнить замечательного, яркого и нестандартного и провокативного теле и радиоведущего Говарда Стерна. В своё время многие наши радиоведущие пытались ему подражать и вообще взяли это за идеал радиоведущего, который, безусловно, пользовался принципом «всё на продажу», активно использовал и все перипетии своей личной жизни, и подробности жизни своих друзей и близких для того, чтобы быть ярким, интересным, необычным, непредсказуемым в эфире. Действительно, рейтинги у него всю жизнь зашкаливали. Но при всей провокативности, при абсолютном, казалось бы, разрушении всех возможных табу и приличий… Ты помнишь, вообще, этого американского ведущего — Говарда Стерна?
И. Петровская - Нет, я его, конечно, знаю. Ну, как знаю — знаю про его существование.
К. Ларина - Был фильм «Части тела», где он сыграл сам себя, главную роль. Я про что хочу сказать — что, конечно же, при всём этом абсолютном разрушении всех запретных тем и приличий, в нём было невероятное обаяние личности. Это была очень тонкая, изящная, сильная игра. Безусловно, он владел этим мастерством в совершенстве. И внутренние запреты он, конечно, ставил. Какие — это уже вопрос к нему. А здесь нет никакого обаяния. Здесь просто разрушение и всего пространства, и себя, и абсолютное предъявление миру, извини меня, всего своего дерьма, которое в тебе накоплено за годы.
И. Петровская - Давай скажем аккуратно — помёт.
К. Ларина - Ну да, помёт. Как-то уже совсем всё кругом в помёте.
И. Петровская - Дело в том, что в последней ситуации именно помёт сослужил эту службу, что он не простил Ивана Урганта с его давней шуткой про «соловьиный помёт» — словосочетание, которым можно было бы назвать программу на соседнем канале. И песню, разумеется. Собственно, с чего всё пошло? Так-то, ты права, песня прозвучала бы где-то там на просторах интернета, да и всё. Не бог весть что, не лучшая, не особо остроумная. Что называется, на злобу дня. Но именно тем, что человек вдруг вначале начал рьяно доказывать, что это песня про Зеленского, потом — что это про ведущего соседнего канала, лицемерно говорить: «Зачем же так было обижать хорошего, талантливого человека?»...
Но надо сказать, молодец Ургант, который как раз в свойственной ему ироничной манере ответил на это. Ну, помимо того, что сам Гребенщиков посчитал необходимым уточнить, что к «вечернему У» это не имеет малейшего отношения, и «разница между М и У такая же, как между позором и достоинством», написал Борис Гребенщиков. Но очень смешно, очень остроумно, без всякого вот этого пафоса, без истерики отреагировал Иван Ургант. Я просто очень смеялась, когда это слушала. Особенно когда он сказал, что мы большая дружная семья, и в конце, что, к сожалению, всё-таки не можем показать эту песню, дать вам её послушать, потому что корпоративная этика не позволяет нам обсуждать наших коллег с других каналов.
А после это прекрасно соединилось с бесконечными упоминаниями во время церемонии ТЭФИ: мы семья, мы все друг с другом, ба-ба-ба, бу-бу-бу. Если бы Иван был ведущим на церемонии или хотя бы пришёл получить свои два «Орфея» как лучшая юмористическая программа и лучший юмористический ведущий, думаю, он бы что-нибудь такое там сказал. Хотя конечно, не факт, что это попало бы в телетрансляцию.
К. Ларина - Ира, вот сейчас, поскольку мы с тобой опять засели на этой теме, которая, безусловно, что называется, разожгла пламя обсуждения и дискуссии, смеха и драматизма, тем не менее, не кажется ли тебе, что это какие-то наши узкоместечковые, домашние прелести, которые, по большому счёту, и обсуждения-то не стоят? Точка отсчёта, исходник — это песня, дальше реакция на песню и вот мы бьёмся всю неделю вокруг толстого живота Соловьёва. Что это такое? Правы ли мы с тобой, когда заявляем эту тему как одну из ключевых тем прошедшей недели?
И. Петровская - Ну, мы с тобой всё-таки животные общественные и много читаем в интернете, у себя в Фейсбуке, в разных других соцсетях, какой отзыв получила и эта песня, и вся эта ситуация. На самом деле, конечно, пенсия… Господи, пенсия — кто о чём. Песня лишь послужила — то, что сейчас говорят — триггером, таким спусковым крючком, который обнажил эту ситуацию — что больше так невозможно. Огромное количество людей не просто устало от этой страшной пропаганды, от этого бесконечного хамства, вранья, ненависти, злобы. Даже, может быть, люди, которые не слышали песню, не читают ничего и не ходят в интернет — я уверена, что и у них накопилась усталость.
Недаром, например, эта тема — обливание грязью Украины (уже 5-летнее, а то и раньше, ещё с первых майданов) — вдруг прорвалась на этом Валдайском форуме. И видишь как — даже сам Владимир Владимирович неожиданно узнал, что, оказывается, Украину-то очерняют и хорошо бы как-то сбавить. Но это же всё заслуга этих людей — «заслуга» в кавычках. Заслуга этого Соловьёва, Шейниных…
Источник