"...архитектура СССР 1920-х годов (условно, конструктивизм) никак не повлияла на эволюцию европейской архитектуры..." Dmitrij Chmelnizki
Можно и так сказать, поскольку авангардистское движение русского конструктивизма было не слишком продолжительным и скоро перетекло в рациональные формы и функционализм, который потом сменился изобразительным имперским стилем (неизбежное противостояние с Германией оформлялось идеологически).
Однако, не забудем про его мощный социальный контекст «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры» - это из программного сочинения того времени. Что-то подобное было в Германии, однако "нацисты уже в 1920-х годах выступали против Баухауса, считая школу рассадником культурбольшевизма... Это стало причиной для окончательного закрытия школы в 1933 году". Баухаус — Википедия
Да, и отметим еще, что Кандинский возглавлял направление монументальной живописи и фрески в Баухаусе. Откуда после разгрома его гитлеровцами, преподаватели и ученики бежали, в том числе в СССР. Ну, и любят ссылаться на цитату - Владимир Маяковский: «Впервые не из Франции (видимо, это про Ле Корбюзье), а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…» Ну, и как же не влияло? Если оно именно этим и было! Мастер Каморки
Т
Конструктивизм принято считать явлением нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма.
Возникновение и развитие конструктивизма происходило в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства»...
«Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»)...
Архитектура как наиболее фундаментальное воплощение принципов конструктивизма до сих пор является его ярким образчиком, прекрасно сохранившимся и доступным массовому зрителю. Этим и обусловлена актуальность нашей работы – вновь вспыхнувший интерес к советскому прошлому нашей страны, его переоценка с современных позиций соответственно делают необходимым и выявление роли конструктивизма в советском искусстве и архитектуре.
Конструктивизм — направление не только архитектурное, это скорее авангардистский художественный метод, отразившийся также в изобразительном искусстве, фотографии, декоративно-прикладном искусстве.
Как особый стиль конструкивизм имел несколько характерных признаков, прежде всего это строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика.
Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм». А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры»...
Источником конструктивизма является общеевропейское направление - функционализм, основные идеи которого советские конструктивисты оригинально переработали в 1920-30-х гг. Однако период развития конструктивизма был недолгим, строительная деятельность велась преимущественно на окраинах города, практически не затронув его исторического центра (корпуса фабрики Красное Знамя; фрагменты в застройке пл. Стачек).
Произведения ленинградских архитекторов второй половины 1930-1950-х гг. были ориентированы на возрождение классического наследия. Возродился ансамблевый подход к застройке, тяга к эффектной монументальности и образной выразительности, постепенно перераставшие во внешнюю парадность. Именно тогда родился термин, определивший застройку этого периода как сталинский ампир, типичным примером которого стали многоквартирные жилые дома на Московском проспекте за парком Победы.
Отказ от сталинского ампира произошел в начале 1960-х гг., ознаменовав возврат к прерванной традиции конструктивизма и приобщение к международному опыту. За последние десятилетия по результатам разработок многочисленных архитектурных мастерских возведены так называемые спальные районы, в том числе Ржевка и озеро Долгое, грандиозный новый комплекс больницы Кировского завода, жилая застройка от станции метро Приморская до начала Морской набережной и многое другое.
Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).
Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.
Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни», а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.
C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» (или просто «СА)». Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимался Алексей Ган.
Теоретическую концепцию зрелого конструктивизма определил функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соотвествует функции). На этой волне происходит борьба конструктивистов против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Г. Бархин, создавший известный Дом «Известий».
В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.
В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Голосовы, И.Леонидов, М. Барщ, В. Владимиров.
Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.
Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина — Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы.
В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а, следовательно, и в искусстве. Новаторские течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом, как буржуазные. Как правильно написал конструктивист М.Гинзбург, каждой эпохе соответствует свой стиль искусства. На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма.
Конструктивисты оказались в опале. Те из них, кто не захотел «перестроиться», до конца дней влачили жалкое существование (или даже оказались репрессированы). Однако Илья Голосов, например, сумел вписаться в конъюнктуру 1930-х и смог создать по-настоящему интересные постройки. Братья Веснины также участвовали в творческой жизни СССР, однако такого авторитета, как раньше, уже не имели. По мнению некоторых авторитетных учёных в СССР в 1932—1936 гг. имел место «переходный стиль», названный условно «постконструктивизм».
В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. Изучение их наследия стало обязательным для молодых архитекторов. А с начала 1990-х годов многие невоплощённые идеи 1920-х стали реальностью. Примером может служить торговый комплекс «Три кита» на Минском шоссе (выполнен в духе двадцатых годов), многообразное по исполнению элитное жильё в Москве и прочие сооружения современного мегаполиса.
В Москве много достопримечательностей, но лишь небольшая их часть - здания в конструктивистском стиле. А между тем они занимают особое место не только в отечественной, но и в мировой культуре.
Начало прошлого века (1920-1930‑е годы) - время коренных социальных преобразований в нашей стране, а также поисков и экспериментов в архитектуре. Именно тогда стали появляться многочисленные общественные здания, в том числе совершенно нового назначения. Бытовые потребности, например, решали с помощью прачечных, яслей и детских садов, общественных столовых и фабрик-кухонь. Последние освобождали женщину от части домашней работы и привлекали ее к производственной деятельности...
Свой досуг советский человек должен был проводить в залах для собраний, читальнях и рабочих клубах - местах встречи «лучших» людей, приобщения их к новой культуре. Чтобы отвечать подобным целям, эти учреждения обязаны были быть многофункциональными, совмещающими в себе библиотеки, спортивные секции, залы для демонстрации кинофильмов, театральных постановок, проведения собраний и т. п. Для этого требовалось предусмотреть возможность помещений трансформироваться, например, расширить пространство зала или, наоборот, сделать его меньше, разбив на несколько аудиторий с помощью специальных передвижных стен. Согласно первоначальному проекту К. С. Мельникова, выполненному для клуба фабрики «Буревестник», театральный зал должен был превращаться в бассейн. Нырять туда следовало с пола, расположенного несколько выше спортивного зала, который во время спектаклей и кинопоказов служил балконом для зрителей. Солнечные ванны можно было принимать в солярии на кровле башни здания. К сожалению, бассейн так и не удалось построить, но в целом это была очень смелая и прогрессивная идея...
В 1928-1929 годах на улице Стромынка возвели Клуб имени И. В. Русакова для рабочих-коммунальников - первый из пяти подобных учреждений, построенных К. С. Мельниковым в Москве. В плане он представляет собой треугольник, вершину которого занимает сцена и обслуживающие ее помещения. В центральной части находится партер, а основание этого треугольника как бы разветвляется на три обособленных балкона-амфитеатра. С помощью раздвижных стен три амфитеатра, по замыслу автора, могли либо сливаться с партером, образуя зал вместимостью 1170 человек, либо превращаться в отдельные помещения. В 1990‑х годах интерьеры подвергли перепланировке: была уничтожена библиотека, вместо нее открыли кафе. Нетронутым остался лишь зрительный зал. Ныне Клуб им. И. В. Русакова занимает Театр Романа Виктюка...
Задуматься о реорганизации самого типа жилища новая советская идеология, помноженная на квартирный кризис, заставляла прогрессивные умы, которые пришли к выводу, что идеальным вариантом расселения смогут стать дома-коммуны, объединяющие «социализм в одном здании». Самое знаменитое сооружение подобного типа - дом-коммуна Наркомфина на Новинском бульваре, построенный в 1928-1930-х годах архитектором М. Я. Гинзбургом. Оно считается прототипом строений французского архитектора Ле Корбюзье в Марселе, Нанте и Берлине (1940-1950‑е годы). Это было первое в мире жилое здание с полным циклом бытового обслуживания. Шестиэтажный корпус с 50 одно-трехкомнатными квартирами был соединен крытым переходом с коммунальным корпусом, в котором располагались кухня, столовая, спортивный зал, библиотека, клубные комнаты, ясли-сад. Отдельно размещались гаражи и прачечная самообслуживания. Таким образом, жилье максимально освободили от «быта».
Студенческий дом-коммуна архитектора И. С. Николаева, расположенный на улице Орджоникидзе, строили как экспериментальное жилище нового типа в соответствии с разработками секции типизации Стройкома РСФСР по научной организации быта. Это было уникальное здание. Впервые здесь были применены безбалочные перекрытия, фонари верхнего света, стальной и железобетонный каркасы, горизонтальные окна, открытые опоры под зданием, плоская кровля. (Позже этими приемами будет пользоваться Ле Корбюзье.). Комплекс состоял из восьмиэтажного спального корпуса коридорной системы на тысячу двухместных комнат площадью шесть квадратных метров. Он был соединен (посредством санитарного блока с туалетами, душевыми кабинами и медицинскими кабинетами) с двухэтажным общественным корпусом, в котором размещались спортивный зал, зрительный зал на 150 человек, чертежный зал на 300 человек, кабинеты для индивидуальных занятий, а также прачечная, детские ясли на 100 мест, комнаты для кружков и пр. В 1964 году комплекс был передан Институту стали и сплавов (МИСиС), который является владельцем памятника и по сей день. В настоящее время частично здания были сданы в аренду, а спальный корпус находится в стадии разрушения. В результате многочисленных переделок сооружение утратило первоначальный вид, тем не менее это не умалило его ценности как памятника архитектуры...
Основными представителями ленинградского конструктивизма являются А.И. Гегелло, Н. Демков, Е.В. Левинсон, Э. Мендельзон, А.С. Никольский, Я.Г. Чернихов, И.Г. Явейн.
Считается, что в ленинградский конструктивизм был не столь радикален, как московский, что он был готов соскользнуть в своеобразное сталинское ар-деко, за которым последовал сталинский ампир. И все же у ленинградской архитектуры того времени были и шедевры. Как, например, единственная, по-видимому, сохранившаяся постройка проектировщика Якова Чернихова, от которого в основном осталось лишь графическое наследие – парадоксальная по конструкции водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик». И если столица гордится «Центросоюзом» Ле Корбюзье, то у петербуржцев тоже имеется здание, возведенное именитым западным архитектором. Речь идет о похожем на линкор корпусе фабрики «Красное знамя». Автор проекта – основатель и, кажется, единственный участник немецкого направления экспрессионистской архитектуры Эрих Мендельсон. Таким образом, ленинградский конструктивизм не менее ценен, чем московский.
Но в отличие от московского, ленинградский конструктивизм мало изучен и практически неизвестен широкой публике. Он утвердился в Ленинграде в середине 1920-х годов и прошел короткий, искусственно прерванный цикл развития. Важнейшим фактором, оказавшим влияние на его формирование, явилось экспериментальное творчество Казимира Малевича. Созданная им художественная система супрематизма была применена на практике архитектором Александром Никольским.
Мэтры ленинградского конструктивизма — Никольский, Гегелло, Троцкий — пытались адаптировать этот стиль для своего города. Они смягчали чистую геометрию, заставляли ее быть не такой лапидарной, не такой сухой и делали это со вкусом.
Версия «чистого» конструктивизма представлена в ряде построек А.И. Гегелло, Г.А. Симонова, А.К. Барутчева, И.А. Гильтера, И.А. Меерзона и Я.О. Рубанчика. Влиянием экспрессионизма проникнуто творчество Н.А. Троцкого, который вносил в функционалистские схемы данного направления особую эмоциональность, динамику и монументальность. Экспрессионистский оттенок носят постройки Е.А. Левинсона и И.И. Фомина, в их деталировке уже сквозят классицистические элементы.
Современным продолжением идей «производственной архитектуры» в Санкт-Петербурге является так называемый скандинавский конструктивизм, наиболее органичный для загородных домов близ Северной Столицы. В Санкт-Петербурге преобладание пасмурной погоды приводит к недостатку солнечного света. Эта проблема разрешается за счет свойственных скандинавскому конструктивизму больших площадей остекления и объемных помещений в домах. Ритмичность линий и подчеркнутая строгость геометрии придают домам, выполненным в стиле скандинавского конструктивизма, свой неповторимый облик, а простота и естественность вкупе с использованием натуральных материалов, обеспечивают притягательность архитектурного решения. Такие дома органично вписываются в загородный ландшафт и близки по духу аристократичным петербуржцам.
Возникновение и развитие конструктивизма как особого направления в советском изобразительном и прикладном искусстве, фотографии, архитектуре происходило в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Искусство ставилось на службу производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе...
Русский конструктивизм, несмотря на восприятие идей общеевропейского направления – функционализма - не был заимствованным, он намного опередил свое время и за недолгий период существования (1920‑е - начало 1930‑х годов) заметно изменил отношение к объему и пространству, задачам архитектуры, приемам проектирования, выбору строительных материалов. Оказав влияние на западный рационализм, в 1960‑е годы он вернулся на родину в виде советского модернизма. В 1980‑е годы к нему обратились европейские неомодернисты. Памятников конструктивизма, подобных московским и ленинградским, нет ни в одном другом городе мира. Причудливые и новаторские формы произведений авангарда - это то, что знают о нашей архитектуре и особенно ценят на Западе. Изучать их приезжают специалисты из разных стран.
Воспроизведено с сокращениями. Источник