...Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным. Оскар Уайльд
Видеть в жизни больше, чем бытие - идеал, красоту, небесный промысел - это одно составляет предмет Искусства
...Искусство, не имея никакой настоящей причины - может быть, есть самое очевидное доказательство бытия Бога. Мастер Каморки

2021/03/27

Архитектор М. М. Перетяткович

Вчера был повод выбраться к ночи на Невский... Мой самый любимый дом в Ленинграде. Помню, Эрмитаж не произвел никакого впечатления, а эта штука прямо насквозь пронзила.
Банкирский дом М. И. Вавельберга (Санкт-Петербургский Торговый банк) — здание в Санкт-Петербурге, расположенное на пересечении Невского проспекта и Малой Морской улицы, памятник архитектуры федерального значения.
Автор проекта Мариан Марианович Перетяткович (1872-1916) Архитектурный стиль Неоренессанс. Постройка стала для Перетятковича самым заметным событием в его карьере. В том же 1912 (в 40 лет) году ему было присвоено звание академика архитектуры. 
Мастер Каморки 
А

рхитектор Марьян Перетяткович родился 23 августа (4 сентября по новому стилю) 1872 г. в старинном дворянском поместье католиков Перетятковичей в селе Усичи Торчинской волости Луцкого уезда Волынской губернии (ныне - Ровенская область Западной Украины). Его род происходил из древних дворян Белой Руси, владевших землями на Волынщине с XVI в.

Отцом зодчего был волынский помещик Евзебий-Мариан Перетяткович (1841-1899), сын отставного офицера и судьи Луцкого уезда Антона-Виктора. После женитьбы в 1871 г. на 20-летней девице Констанции, дочери волынского дворянина Владислава Крживицкого, Евзебий-Мариан ушел со службы и до конца дней жил с семьей в своем поместье. Марьян был первенцем в семье Евзебия Перетятковича. Первоначальное образование он получил дома. В августе 1883 г. 15- летний Марьян был отправлен в шестиклассное Ровенское реальное училище, в котором некогда учились многие представители волынского рода Перетятковичей. В 1890-х гг. в этом училище обучался его земляк, Евгений Федорович Шреттер (1876-1925). К лету 1890 г. Марьян окончил его полный курс, довольно успешно пройдя испытания. Он был твердым «хорошистом», но особенные успехи проявил в геометрии, тригонометрии, черчении и рисовании. Марьян мог теперь поступить в любое высшее специальное заведение, подвергаясь только поверочному испытанию... 
В июле 1896 г.  Марьян Перетяткович приехал в отпуск в Петербург, чтобы поступить в Институт гражданских инженеров (ИГИ). В сентябре 24-летний М. М. Перетяткович стал студентом 1-го курса ИГИ, выйдя в запас в чине поручика. Первые два курса обучения прошли без особых трудностей. Марьян Перетяткович учился у таких признанных мастеров архитектуры, как Н. В. Султанов, В. А. Шретер, Э. И. Жибер, В. А. Косяков, С. И. Галензовский, Б. К. Правдзик и др. Уже во время обучения студент Перетяткович обратил на себя внимание художественной одаренностью и талантом архитектора-рисовальщика. В 1898-1901 гг. зодчий Г. В. Барановский привлек его к работам по декоративной отделке перестраиваемого московского Елисеевского магазина. Созданные по рисункам Перетятковича некоторые детали его торгового зала в стиле Арт Нуво ввели начинающего зодчего в круг почитателей зарождающегося в Москве стиля модерн. Узнав о предстоящей летней поездке студента 3-го курса Перетятковича на практику в Москву, директор ИГИ Н. В. Султанов заказал ему серию рисунков с натуры для своей статьи в журнале «Строитель», посвященной памятнику царю-освободителю Александру II в Московском Кремле. Это была первая опубликованная работа М. М. Перетятковича. Среди его однокурсников были Н. В. Васильев, Н. Н. Веревкин, А. И. Кузнецов и многие другие известные в будущем зодчие. С 1899 г. Перетяткович успешно стал принимать участие в архитектурных конкурсах. В этом же году совет института присудил ему премию имени профессора И. С. Китнера за лучший студенческий архитектурный проект. В качестве дипломной работы Перетяткович выполнил расчет и рабочий чертеж православной церкви. В июне 1901 г. Марьян окончил полный курс наук в институте и «при отличном поведении оказал очень хорошие успехи», за что и был удостоен звания гражданского инженера и правом на чин X класса в случае поступления на гражданскую службу. Молодой инженер Перетяткович отправился в поисках работы в Москву, где участвовал в строительстве гостиницы «Метрополь». Вскоре он принял решение о продолжении архитектурного образования и в августе 1901 г. отправил письмо в Высшее художественное училище при Академии художеств Петербурга с просьбой разрешить ему поступить в мастерские профессоров-руководителей по архитектуре для усовершенствования в этом искусстве. Осенью 1901 г. Марьян стал учеником мастерской профессора Л. Н. Бенуа. Известно, что вскоре эту мастерскую окончил его земляк Евгений Шреттер. Их первое знакомство могло состояться у Бенуа. Одновременно с обучением инженер Перетяткович занялся и практической работой, дающей средства к существованию. Он принял участие в сооружении здания Купеческого банка на Невском проспекте, а также торгового дома компании «Зингер» в стиле модерн по проекту П. Ю. Сюзора. Затем Марьян срочно выехал в Москву, где в 1902- 1904 гг. занимался восстановлением сгоревшей гостиницы «Метрополь». Кроме этого, Перетяткович принял активное участие в строительстве здания Музея изящных искусств в неоклассическом стиле. Таким образом, по окончании ИГИ Перетяткович учился на практике у таких зодчих, как Г. В. Барановский, В. Ф. Валькот, С. П. Галензовский, П. Ю. Сюзор, Л. Н. Бенуа, Р. И. Клейн и И. И. Рерберг. После двухлетнего отсутствия Марьян вернулся в Петербург в сентябре 1904 г. и возобновил обучение в мастерской профессора Л. Н. Бенуа. В 1905 г. возник творческий дуэт инженера Марьяна Перетятковича и архитектора Мариана Лялевича. В стиле рационального модерна они выполнили в 1905-1907 гг. ряд конкурсных проектов, часть которых была удостоена 1-й премии. К сожалению, ни  один из совместных проектов Лялевича и Перетятковича не был осуществлен. В последующие годы их творческие пути не раз пересекались. Интересной самостоятельной работой М. М. Перетятковича стал конкурсный проект дома дешевых квартир имени Г. Г. Солодовникова в Москве, который получил 1-ю премию. Это здание в духе типичного для Петербурга и редкого для Москвы стиля «северного модерна» было построено в 1906- 1908 гг. и стало первым реализованным проектом М. М. Перетятковича. В 1906 г. он принял участие в международном конкурсе проектов Дворца мира в Гааге (Голландия). При создании проекта зодчий отошел от модерна и обратился к классике, к творениям итальянских архитекторов в духе Андреа Палладио. 20 апреля 1906 г. совет профессоров постановил допустить 34-летнего ученика Перетятковича к выполнению конкурсной выпускной программы на тему «Зал для народных собраний» для получения звания художника-архитектора. В своем проекте он предложил вариацию на мотив колоссальных форумов римских императоров. Его конкурсный проект был признан лучшим среди выпускных проектов этого года, а 1 ноября ему было присуждено звание художника-архитектора и пансионерская поездка за границу. С 1906 г. в течение 3 лет Перетяткович был помощником талантливого архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, сначала в его чертежной мастерской, а затем и на стройках. Марьян был хорошим знакомым семьи зодчего. Кроме всего, их сближало также и единое вероисповедание - они были членами римско-католической общины Петербурга. Вместе с Л. Н. Бенуа М. М. Перетяткович занимался в 1907-1908 гг. постройкой на месте Зимнего сада Мариинского дворца нового зала для заседаний Государственного совета по их совместному проекту. Для дальнейшего усовершенствования по архитектуре пансионер М. М. Перетяткович был отправлен за границу летом 1907 г. В течение полугода он изучал памятники архитектуры, живописи и скульптуры в Австрии, Италии, Франции, Голландии и Германии, исследовал романскую архитектуру Северной Италии и Западной Франции. Во время пансионерской поездки он живо заинтересовался новой наукой о градостроении, получившей за границей широкое распространение. Марьян стал уделять большое внимание вопросам планировки, застройки и художественного благоустройства городов. Вернувшись в Петербург, Перетяткович принял участие в целом ряде архитектурных конкурсов. Его проект соборной мечети в Петербурге получил первую премию, а проект Военно-исторического музея - вторую. За это время были осуществлены несколько совместных проектов Перетятковича с другими архитекторами. Так, в 1908 г. Л. Н. Бенуа и М. М. Перетяткович сделали оригинальный проект католической церкви Нотр Дам де Франс в Петербурге, который был реализован к концу 1909 г. Помимо строительной практики он занимался изучением проблем, связанных с планировкой, благоустройством и эстетикой городов. Марьян стал одним из первых теоретиков градостроительства в России, говоря о необходимости разработки перспективного плана развития Петербурга. В 1909-1914 гг. Перетяткович в Академии художеств читал студентам курс лекций по планировке и благоустройству городов. В 1909-1911 гг. по его проекту на территории Новоадмиралтейского завода был построен храм в память моряков, погибших в войне с Японией («Спас на водах»). Этот храм в русском стиле стал вторым самостоятельно построенным М. М. Перетятковичем зданием. Следующей постройкой зодчего стал Петербургский торговый банк М. И. Вавельберга, созданный к 1912 г. Монументальное сооружение, сплошь облицованное серым гранитом, было выдержано в формах архитектуры итальянского Возрождения. Сооружение этого здания принесло зодчему заслуженное признание и широкую известность. Новое петербургское здание Русского торгово-промышленного банка было возведено по проекту и под надзором Перетятковича в 1911-1914 гг. Как и для банка Вавельберга, он широко использовал формы архитектуры итальянского Возрождения, придав своему сооружению черты величественного палаццо. В марте 1911 г. Министерство торговли и промышленности объявило Всероссийский архитектурный конкурс проектов грязелечебниц для трех групп КМВ - Пятигорска, Ессентуков и Железноводска. Грязелечебницу в Кисловодске решили не строить из-за значительной удаленности от Тамбуканских озер. В Горном департаменте в Петербурге прошли совещания по составлению заданий и проведению конкурса на лучшие проекты трех грязелечебниц КМВ. В них участвовали видные врачи, зодчие и горные инженеры. Для ускорения дела на совещании 12 марта архитектор Управления КМВ И. И. Байков предложил не устраивать конкурс на лучший проект Пятигорской грязелечебницы, а сразу выбрать хорошего архитектора и компетентного инженера по оборудованию и объединить их усилия. В качестве последнего он предложил «видного метра» в области специального оборудования бальнеологических учреждений профессора Б. К. Правдзика, давно и хорошо зарекомендовавшего себя в этой области на КМВ. А председатель Общества архитекторов-художников граф П. Ю. Сюзор, в свою очередь, рекомендовал известного талантливого зодчего М. М. Перетятковича, способного выполнить архитектурную часть пятигорского проекта. Таким образом, вопрос о проведении конкурса для Пятигорска сам собою отпал. 4 апреля 1911 г. в министерстве было заключено соглашение с Перетятковичем, которому были переданы план участка, задание для постройки грязелечебницы и пожелания РБО в Пятигорске. Эскизный архитектурный проект здания он должен был представить к 15 мая 1911 г. и согласовать его с требованиями проекта по оборудованию, который к 15 июня 1911 г. обязался сделать инженер Б. К. Правдзик. При работе архитектор Перетяткович также использовал присланные ему из Управления КМВ чертежи Николаевских ванн в Ессентуках, где было специальное отделение грязелечения. Марьян Марьянович выполнил этот ответственный заказ, соединив в своем проекте величественную простоту фасада, восходящего по стилю к классическим творениям А. Палладио, и максимум удобств для посетителей ванн. 15 марта 1911 г. Общество архитекторов-художников по поручению Министерства торговли и промышленности объявило Всероссийский конкурс на проект Ессентукской грязелечебницы. В состав жюри входили представители Министерства торговли и промышленности: лейб-медик Л. Б. Бертенсон, горный инженер М. В. Сергеев, архитектор Управления КМВ И. И. Байков, начальник отделения минеральных вод граф А. А. Девиер; члены Общества архитекторов-художников - Л. Н. Бенуа, Н. П. Козлов, Ф. И. Лидваль, А. Л. Лишневский, О. Р. Мунц и граф П. Ю. Сюзор; члены Общества архитекторов: Э. Ф. Виррих, В. П. Цейдлер и Б. И. Гиршович. В журнале «Зодчий» были опубликованы требования к проекту грязелечебниц для Ессентукской группы: внешний облик зданий должен соответствовать их назначению, а выбор стиля предоставлялся на усмотрение авторов. В этом конкурсе приняли участие видные зодчие, главным образом, члены Общества архитекторовхудожников. К указанному сроку М. М. Перетяткович сделал два аналогичных эскизных проекта грязелечебниц для Пятигорска и Ессентуков с учетом разных участков. Этим самым он решил узнать мнение компетентного жюри конкурса о выбранном им варианте планировки здания грязелечебницы и его стиле. К 1 июня жюри подвело итоги конкурса. Из десятка представленных под анонимными девизами эскизных проектов Ессентукской грязелечебницы были выбраны три лучших. Их авторами были Марьян Перетяткович (1-я премия), Евгений Шреттер (2-я премия) и Иван Фомин (3-я премия). Все проекты были выполнены в стиле неоклассицизма и выглядели очень монументально. Проект Перетятковича для Ессентуков под девизом «Salus publica» состоял из серии зданий, как бы нанизанных на главную ось симметрии, отделявшую женское отделение от мужского. Это были два корпуса местного грязелечения и протяженное здание общего грязелечения. На этой же оси находились массивный входной портал, за которым следовали общий вестибюль, галерея и зал ожидания, а также отдельные здания лаборатории и котельной, стоящие на просторном хозяйственном дворе. Главным фасадом являлся фасад корпусов местного грязелечения со входным порталом между ними, к которому вели пандусы и широкая лестница. Здание общего грязелечения имело в плане Побразную форму (подкова), на перегибах которой находились залы отдыха. Между корпусами местного и общего грязелечения были устроены два внутренних дворика (атриума) для отдыха в  теплое время. В основу художественной композиции была положена вариация знаменитой виллы типа ротонды зодчего Ренессанса Андреа Палладио. Ввиду того, что проект Перетятковича для Ессентуков по своей планировке и архитектурному стилю очень напоминал его же проект Пятигорской грязелечебницы, министр торговли и промышленности С. И. Тимашев, желая придать зданиям грязелечебниц на разных группах неповторимый архитектурный облик, остановил свой выбор на проекте Евгения Шреттера, получившего 2-ю премию. 23 июня 1911 г. министр Тимашев поручил Шреттеру дальнейшую разработку исполненного им конкурсного эскизного проекта Ессентукской грязелечебницы, предложив зодчему при разработке полного проекта использовать некоторые планировочные решения, представленные в эскизном проекте М. М. Перетятковича, признанного лучшим. Блестящая победа на архитектурном конкурсе на ессентукский проект грязелечебницы позволила оценить аналогичный пятигорский эскизный проект М. М. Перетятковича. Комплект чертежей фасадов, разрезов и планов здания Пятигорской грязелечебницы для местного лечения и здания ее котельной был готов к 24 мая 1911 г. Они были рассмотрены Горным ученым комитетом и компетентными лицами. Ввиду ряда отмеченных недостатков проект был признан неудовлетворительным и отправлен Перетятковичу на пересоставление. Переделанный и исправленный проект, согласованный с проектом на оборудование Б. К. Правдзика, 16 сентября 1911 г. был одобрен и принят к исполнению. Светокопии чертежей проекта были отправлены в Пятигорск, в Управление КМВ. За проектирование М. М. Перетяткович получил вознаграждение в 7669 руб. В конце 1911 г. началась подготовка к постройке грязелечебницы в Пятигорске. В марте 1912 г. были проведены подрядные торги на ее строительство и уже 6 апреля директор Вод заключил с выбранной компанией «Чивели, Юдин и Громов» договор, по которому все работы должны были завершиться через 1,5 года, к 6 октября 1913 г. Подрядчики немедленно приступили к их исполнению. Надзор временно был возложен на местного архитектора А. И. Кузнецова, который был однокурсником М. М. Перетятковича по Институту гражданских инженеров. Весной 1912 г. глава Министерства торговли и промышленности предложил Перетятковичу и Шреттеру возглавить постройку спроектированных ими грязелечебниц в Пятигорске и в Ессентуках. Однако Перетяткович заявил, что в настоящее время он ведет много строительных работ в Петербурге (Русский торгово-промышленный банк и здание для городских учреждений) и поэтому мог бы только иногда приезжать в Пятигорск, имея там постоянно своего помощника. Зато архитектор Е. Ф. Шреттер предложил взять на себя наблюдение за постройкой обеих грязелечебниц. Кроме того, Перетяткович сам высказал желание о передаче надзора за постройкой зданий Пятигорской грязелечебницы и служебных помещений именно Шреттеру, «которому он окажет помощь в чем потребуется и который вполне может заменить его». 18 мая министр возложил обязанности казенного производителя работ по строительству грязелечебниц в Пятигорске и Ессентуках на Е. Ф. Шреттера. 20 мая, в 5 часов вечера, состоялась торжественная закладка Пятигорской грязелечебницы на Александровском плацу. В ноябре 1912 г. были закончены работы на крыше, а фасад здания освобожден от лесов. Скромный декор грязелечебницы был выполнен скульпторами Л. А. Дитрихом и В. В. Козловым. В воскресенье, 8 сентября 1913 г., в полдень, было совершено освящение отстроенной и оборудованной левой (мужской) половины грязелечебницы, которая получила название Романовской в честь 300-летия Дома Романовых. Полностью грязелечебница была готова только к открытию следующего сезона, 5 мая 1914 г. На торжественном освящении построенной Пятигорской грязелечебницы Перетяткович не присутствовал, хотя, конечно, и получил приглашение от Управления КМВ. Неизвестно, посещал ли Перетяткович полностью завершенное здание Пятигорской грязелечебницы, но это могло произойти в 1912-1916 гг. В это время он совместно с М. С. Лялевичем построил по своему проекту монументальный Дом городских учреждений в Петербурге. В феврале 1912 г. действительные члены Академии художеств академики Л. Н. Бенуа, Ф. Г. Беренштам и П. Ю. Сюзор предложили академическому собранию удостоить 40-летнего М. М. Перетятковича звания академика. На заседании 29 октября 1912 г. академическое собрание, приняв во внимание известность архитектора-художника М. М. Перетятковича на художественном поприще, большинством голосов постановило удостоить его звания академика. Это постановление было утверждено августейшим президентом Академии художеств великой княгиней Марией Павловной, которая подписала диплом на звание академика на имя М. М. Перетятковича. 19 марта 1913 г. он был вручен архитектору. В 1912 г. академик архитектуры Марьян Перетяткович женился: его избранницей стала полячка и католичка Янина-Мария. В следующем году родился его единственный сын. В 1913-1914 гг. в здании Петербургской биржи, построенной Тома де Томоном в 1804-1813 гг., на стрелке Васильевского острова академик М. М. Перетяткович и архитектор Ф. И. Лидваль проводили частичную реконструкцию. В 1913 г. был объявлен конкурс на проект нового здания Центральных установлений Министерства торговли и промышленности на Васильевском острове. Подводя итоги конкурса, компетентное жюри рекомендовало приобрести эскизный проект академика Перетятковича, который вскоре поступил в собственность Министерства торговли и промышленности. Строительство монументального пятиэтажного здания под наблюдением автора проекта началось весной 1914 г. Поражает краткость сроков, в которые было возведено это массивное здание. Видимо, сказалось начало войны. Уже в ноябре 1914 г. здание было подведено под крышу и закончено в конце 1915 г. Это было седьмое и последнее здание, самостоятельно построенное Перетятковичем в его короткой архитектурной деятельности. В начале Первой мировой войны, 24 июля 1914 г., запасной штабсротмистр Перетяткович получил призывной листок, согласно которому он должен был быть готов по извещению немедленно отправиться на фронт в указанную военную часть. Однако участие в постройке казенного здания Министерства торговли и промышленности дало ему отсрочку от военного призыва. 

Весной 1916 г. фронт Первой мировой войны дошел до Луцка и родовое имение Перетятковичей в Торчинском уезде было оккупировано австрийскими войсками. Узнав об этом, архитектор оставил работу и 15 мая срочно выехал в Киев, чтобы прояснить судьбу родственников, живших в имении Усичи. Долгие волнения и переживания, а также полученные в Киеве неутешительные известия привели к тому, что сердце зодчего не выдержало сильного потрясения. Он был доставлен в киевскую лечебницу, где и скончался «от разрыва сердца» в воскресенье, 22 мая... Всего 15 лет он проработал в своей области, но успел за это время сделать очень много как архитектор-проектировщик, как инженер-строитель, как теоретик-градостроитель и как преподаватель. Полсотни премированных конкурсных проектов, семь самостоятельно построенных зданий и десяток зданий, возведенных другими зодчими по его проектам. Многие из них являются шедеврами и охраняются сейчас государством как памятники архитектуры и искусства. Часть его сооружений, к сожалению, утрачена. Творчество Марьяна Перетятковича представляет собой сложное переплетение двух полярных по своим устремлениям стилей - модерна и неоклассицизма. Он был большим поклонником и продолжателем идей великого итальянского архитектора Андреа Палладио. В своих работах Перетяткович воздавал должное и древнерусскому зодчеству. По образному выражению одного из его друзей, Марьян Марьянович был «певцом художественного строительства». Он был еще и идеологом «красоты городов» будущего, высказывая эти идеи с кафедр учебных заведений и с трибун съездов. 

 С. В. Боглачев, А. С. Кихель, Ставропольский хронограф на 2007 год

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Отец Андрей Ткачёв о Владимире Путине - божий человек на своем месте

...Без раболепства и чинопоклонства. Здравый и трезвый поп о государе и текущем моменте.    Мастер Каморки