Судя по всему вчера на Синоде патриарх Кирилл вновь публично обидел митрополита Ювеналия.
Первый раз это произошло на Пленарном заседании Межсоборного присутствия, кажется, в январе 2011 года. Помню как всем нам, сидящим в зале Церковных соборов, было стыдно и неудобно слушать раздраженные упреки патриарха в адрес сидевшего рядом с ним в президиуме митрополита Ювеналия. Упреки касались работы Комиссии по канонизации святых, которую митр. Ювеналий возглавлял 22 года. Ювеналий на эти упреки попытался ответить, но патриарх его резко прервал. На следующий день митр. Ювеналий написал прошение с просьбой освободить его от должности председателя комиссии. Вряд ли патриарх извинился. Но отставку Ювеналия он принял. И вот вчера на синоде история судя по всему повторилась: патриарх без каких-либо предварительных консультаций с Ювеналием решил разделить его епархию, а ему самому дать лишь 1/5 от прежних владений. Да, подобное решение давно висело в воздухе, но судя по той "нарезке" епархий, которая зафиксирована в журналах синода, решение принималось без участия митр. Ювеналия. Реакция старца последовала на следующий день - он подал прошение о почислении на покой. Вряд ли патриарх извинился. Но отставку Ювеналия принял. Вполне возможно, именно этого он и добивался.
Знал ли митр. Ювеналий, что так резко и печально закончится его церковное служение? Знал ли он, когда сумел поставить архиеп. Кирилла председателем ОВЦС, а через 20 лет и патриархом, что в итоге никакой благодарности не будет? Боюсь, что понял он это слишком поздно.
Шансы стать патриархом у Ювеналия были хорошие, но он отказался в пользу Кирилла.
Сергей Чапнин, бывший заместитель главного редактора и ответственного редактора официальных церковных изданий «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник». Андрей Кураев
Этот текст давно гуляет по интернету. На наш взгляд, автор, используя некоторый случайный «слив», питает иллюзию, что таким образом можно всерьез рассчитывать на адекватное познание элитных процессов, при этом абсолютно не обладая системным инструментарием для их постижения. В действительности описываемые процессы, конечно же, несоизмеримо сложнее. Тем не менее мы все-таки решили предложить данный текст вниманию читателя, не столько в качестве исчерпывающего и правдоподобного анализа ситуации, сколько как иллюстрацию того, насколько далека сегодняшняя реальность нашей патриархийной жизни от норм подлинной церковности. Вот так, дорогие наши иерархи, видит вас простой православный народ. И что же нам со всем с этим делать?
* * *
<…> Произошедшее событие 29 октября сего года, когда Священный Синод собирался только ради смещения со своего поста управляющего делами МП митрополита Тверского и Кашинского Саввы (Михеева) весьма взбудоражил всю церковную и околоцерковную общественность. Надо полагать, что данное событие – война двух «никодимовцев» еще только в самом разгаре и обязательно перейдет к боевым действиям. Митрополит Савва, еще в бытность заместителем управляющего делами митрополита Варсонофия имел виды на Московскую епархию имени митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), крепко вцепившегося в самый лакомый кусок РПЦ. Все интриги Саввы (Михеева) были направлены против мастодонта РПЦ, который не только удерживал самую богатую кафедру, но и небезосновательно считал себя «серым кардиналом» РПЦ, влияя на многие процессы, происходившие в Церкви.
Наконец, став управляющим делами РПЦ и получив от Патриарха Кирилла все властные рычаги, помощь и защиту, митрополит Савва (Михеев), надо полагать, не без поддержки своего патрона, приступил к главному делу своей жизни – занятию Московский епархии, для чего вошел в полный контакт с секретарем Ювеналия (Пояркова) Михаилом Егоровым, который передал всю «черную кассу» Савве, где было обнаружено, что 60 процентов всех поступающих средств Ювеналий утаивал от контроля всевидящего ока Патриарха Кирилла. Огромные деньги, утаиваемые от Патриарха, позволяли Ювеналию просуществовать минимум до 100 лет, как Рокфеллеру, во главе своей собственной империи внутри РПЦ. Компромат, подготовленный Саввой (Михеевым) мог бы свалить митрополита Ювеналия (Пояркова) в мгновение ока, но произошла утечка, и Ювеналий узнал об этом раньше, чем мог бы быть опубликован слив из «черной кассы». Естественно, Ювеналий приступил к своему излюбленному методу – шантажу, выкладывая на стол перед Патриархом Кириллом не только видео, но и аудио записи «подвигов» Кирилла в бытность его митрополитом Смоленским и Калининградским. За долгие годы работы внутри РПЦ и имея обширные связи внутри «конторы», Ювеналий собрал весьма обширный компромат, в том числе, и на Кирилла.
Патриарху пришлось не только отступить, но и полностью сдать своего адепта, которому он безгранично доверял и, скорее всего, видел своим преемником во главе РПЦ, но обида осталась. За прошедший год Патриарх Кирилл испытал множество унижений: от Варфоломея и Элладской Церкви, создания Латвийской церкви Константинополя и продолжении. этой тенденции не только на Украине, но и в Белоруссии. А здесь еще добавились митрополит Тихон (Шевкунов) и Ювеналий (Поярков). Тихона трогать нельзя, за ним ресурс власти, а за Ювеналием компромат, позволяющий ему владычествовать пожизненно. Что же делать? Обиду прощать никак нельзя, иначе все подумают, что Патриарх Кирилл ослаб настолько, что об него можно вытирать ноги. Стать игрушкой в руках Ювеналия Кирилл не может и не хочет, следовательно, стоит ждать пышных похорон Ювеналия, но абсолютно ясно, что дело добром не кончится – слишком высоки ставки. Конечно, Ювеналий может одуматься и, получив огромные преференции, добровольно освободить Московскую епархию, но такой лев, почувствовав запах крови оппонента, уже никогда не остановится и обязательно догрызет своего противника – Патриарха Кирилла. Теперь противостояние перешло в разряд: кто ударит первым. Впрочем, уход Кирилла крайне невыгоден Ювеналию, так как избирать самого старого архиерея на патриаршее место никто не будет, не захотят этого и в Администрации президента, следовательно, судьба обоих борцов связана невидимой нитью, и выхода из этой междоусобицы нет. Пышные похороны одного не будут означать благоденствия для другого. Момент упущен, но не для тех, кто затаил лютую злобу и обязательно нанесет удар. Все-таки у Патриарха Кирилла государственный ресурс больше, чем у Ювеналия, уход которого Запад не заметит, а уход Кирилла будет очень большим событием. Осталось сделать выбор на Старой площади, и этот выбор АП делать обязательно нужно, так как противостояние Ювеналия и Кирилла зашло в финальную стадию, из которой они самостоятельно не выберутся. Ждем решения со Старой площади.
P.S. Некоторые утверждают, что сшибка Ювеналия и Саввы произошла в результате успешных закулисных действий митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия (Иванова), который стремится на Московскую епархию. С точки зрения Патриарха Кирилла, ставить Меркурия на место Ювеналия нельзя, так как Меркурий сегодня обладает мощным финансовым ресурсом, а также хорошими связями с силовиками, поэтому, обосновавшись в Подмосковье, он немедленно приступит к главному событию своей жизни – к обладанию патриаршим куколем и весьма преуспеет в этом. На Московскую епархию можно ставить только того епископа, который удален от Москвы, но находится в круге внимания Патриарха, из бедного региона, и сам епископ должен быть не молод годами, только в этом случае он станет тенью Патриарха Кирилла, без собственной политики, без собственных планов, оставаясь лично обязанным Патриарху. К тому моменту, когда новый Крутицкий и Коломенский обретет определенный вес в Церкви, ему уже исполнится 75 – время перехода в епископскую вечность внезапного отстранения от должности.
Сергей Ломов