"Ей Богу, когда разумные люди начинают говорить про Путина и его "пожизненное правление", я начинаю сомневаться в их психическом здоровье. Беда, что страна, руины которой принял Государь, до сих пор еще не в состоянии перейти в режим нормального планового функционирования и воспроизведения элит (и это вина элит, образованных, кто не помнит, воровским приватизационным процессом и обманом всего народа, который очень памятлив на такие вещи). Кстати, и внешние обстоятельства тоже доставляют. Они поджоги по окраинам придвигающиеся оборонительные союзы чего стоят. Вот, и выходит всякий раз, что рано еще оттепель объявлять. Поплывет крепость.О
странах с авторитарными режимами массовые политические волнения могут возникать по неочевидным поводам. С 1 января 2022 г. правительство Казахстана решило повысить цены на сжиженный газ с 60 до 120 тенге/литр (примерно с 10,4 до 20,8 руб/л).
До этого, на протяжении многих лет, власти страны пропагандировали использование газа в качестве топлива для автомобилей, говоря о гораздо более низкой его цене, чем традиционного бензина. Многие жители страны прислушались к этим призывам и модернизировали свои автомобили. Резкое повышение цен на газ стало для них сильным ударом, и 2 января в городе Жанаозене на западе страны начались массовые протесты против этого решения властей. Уже на следующий день правительство пообещало снизить цены до 80-90 тенге, но это не остановило протесты, которые стали распространяться по всей стране.4 января протесты охватили весь Казахстан: акции прошли в столице Нур-Султане, крупнейшем городе страны Алма-Ате и в других городах (Караганде, Уральске, Талдыкоргане, Кызылорде, Шымкенте). Начались столкновения с полицией; протестующие начали выдвигать политические требования, главным из которых стал лозунг: «Дед, уходи!» «Дедом» протестующие называли бывшего президента страны Нурсултана Назарбаева, который, уйдя с поста президента в марте 2019-го, сохранил за собой контроль за силовыми структурами, оставаясь руководителем Совета безопасности. Кроме того, значительная часть правительства Казахстана была сформирована из его назначенцев.
В ночь на среду президент Токаев ввел чрезвычайное положение в столице Нур-Султане, Алма-Ате, Алма-Атинской и Мангистауской областях (где начались протесты), но это не помогло. Утром 5 января протестующие в Алма-Ате захватили здание городской администрации, а также представительство Генпрокуратуры и бывшую резиденцию президента страны. После появившихся слухов о том, что Кремль направил два самолета с российскими спецподразделениями, протестующие захватили аэропорт Алма-Аты, остановив его работу. В середине дня президент Токаев объявил об отставке правительства и об увольнении Самата Абиша, первого заместителя председателя КГБ страны, племянника Назарбаева. Вечером в среду Токаев объявил об отстранении Назарбаева с поста руководителя Совета безопасности, заявив, что он займет этот пост.
В Казахстане наступила ночь (плюс 3 часа ко времени Москвы, плюс 10 часов ко времени Вашингтона), активные действия с обеих сторон остановились. В стране отключен интернет, прекратилась работа нескольких телевизионных каналов, казахские сайты стали недоступны. Президент Токаев заявил о том, что он намерен удерживать власть в своих руках.
Конечно, сейчас невозможно предсказать, что будет завтра или послезавтра. Вполне вероятно, что протестующие удовлетворятся уходом Назарбаева и его клана от власти и постепенно ситуация успокоится. А может быть, протесты будут нарастать, и президенту Токаеву захочется применить силу для их подавления. После чего он станет очередным восточным деспотом, который будет удерживать власть силой. А может быть, Токаев решится на создание широкой коалиции с участием (пусть и не очень сильной) оппозиции или людей, не связанных с Назарбаевым, и на постепенный отход от авторитарного правления к демократическому государству. Всё это нам предстоит узнать.
Однако уже сейчас можно предсказать, что события в Казахстане, независимо от того, чем они закончатся, будут иметь важное значение для России. У меня нет сомнений, что они станут еще одним аргументом для Владимира Путина в пользу пожизненного правления. На его глазах рушится попытка мягкой передачи власти по «модели Дэн Сяопина», когда уходящий от власти лидер сохраняет за собой серьезные властные рычаги, позволяющие ему обеспечивать свою личную безопасность и сохранение построенной им политической конструкции. И вряд ли то,
что происходит в Казахстане, устраивает Путина как политическое будущее России и его лично.
Sergey Aleksashenko