"...Мы находимся в состоянии открытой войны.
Войны, в которой решается вопрос не просто о положении России в мире или о международном статусе русского народа, сегодня вопрос стоит о дальнейшем существовании Российского государства...
Война... ведётся со всем коллективным Западом, в течение долгого времени потворствующем росту национализма и антироссийских настроений.
Это Цивилизационная война". Из обращения форума Русского Союза. Мастер Каморки
Д
лительное время в мире наблюдается рост антироссийских настроений, который выражается прежде всего в неприятии российской власти и лично Президента Владимира Путина. Сторонники этих настроений есть и в России. В их число входят не только представители оппозиционных политических сил, преследующие цель свергнуть действующую власть, но и представители культуры, науки, различных творческих профессий, лидеры общественных мнений, журналисты и блогеры. В данном исследовании мы сфокусировались на тех, кто не связан с профессиональной политической деятельностью, но активно транслирует свою позицию по общественно — политическим вопросам с помощью интернет-блогинга в Youtube, Telegram и социальных сетях.
Под «блогингом» понимается создание любого цифрового контента, а не только ведение текстовых блогов. Специальная военная операция России по демилитаризации и денацификации на Украине, начавшаяся в 24 февраля 2022 года, значительно обострила существовавшую в российской интернет-среде антигосударственную пропагандистскую риторику, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель исследования: проанализировать интернет-контент русскоязычного блогинга в период с 22 февраля по 22 марта 2022 года, представляющий собой антироссийскую и антигосударственную пропаганду, для того чтобы определить ее ключевые смыслы, агентов влияния, а также технологии и инструменты распространения.
В результате нами были выявлены основные смысловые линии пропаганды, по которым ведется активная информационная работа в виртуальном русскоязычном пространстве в условии обострившихся российско-украинских отношений.
1. Главный нарратив – персональная ответственность Путина за все происходящее. Эта тема объединяет все оппозиционные, либеральные, антироссийские источники не только в России, но и во всем мире. Обвинения Президента в разжигании войны, в создании угрозы ядерной войны, сравнения с Гитлером, с Салазаром.
2. Негативизация образа России. В изучаемой пропагандисткой риторике образ России сознательно отделяется от образа ее власти. Однако нынешние военные действия нашего государства на Украине однозначно трактуются как агрессивные, что неминуемо отражается на его образе в целом. При этом по ходу отрицания истинных целей спецоперации развенчиваются устоявшие исторические образы о миротворческой миссии России. Так, к примеру, внушается мысль, что Россия завоёвывала свои территории насильственно, порабощая, а не присоединяя население (особенно внимание акцентируется на народах Сибири и Кавказа).
3. Манипуляция историческими примерами. В отношении спецоперации России пропагандистские источники часто применяют термин Плеве «маленькая победоносная война», отвлекающая от внутренних проблем. Также для ее дискредитации используется сравнения с неудачной Крымской войной, русско-японской войной или войной в Афганистане. Нынешнее положение дел в России сопоставляют с «90-ми».
4. «Украина – не Россия». Подчёркивается разница в культуре и менталитете народов. Смысловая линия полностью игнорирует их совместную историю, а также интересы жителей Донбасса и русскоязычного населения Украины. Пропагандисты признают территориальную целость и независимость страны, считают «вторжение России» и ее действия в ЛДНР на протяжении 8-ми лет «вмешательством во внутренние дела чужого государства», а присоединение Крыма «аннексией чужой территории».
5. Контрпропаганда. В сети развернулась целая информационная кампания по борьбе с вопросом сторонников специальной военной операции «где вы были 8 лет?». Также активно распространяются методички, содержащие «ответы» и «контраргументы» по темам, связанным с целями и задачами российской спецоперации на Украине для людей, выражающих антивоенную позицию1.
6. Безоговорочный демократический фрейм. В большинстве случаев антироссийская позиция существует строго в рамках «демократических ценностей», таких как «сменяемость власти», «свободные выборы», «свободные СМИ» и т.д., которые не поддаются сомнению и оборачиваются пропагандистскими клише при столкновении с любой противоположной точкой зрения.
7. Дискредитация российских вооруженных сил. Распространяются штампы о недееспособности российской армии: «российские войска завязли», «блицкриг не удался», «воюют малолетние срочники», «нашим военным нечего есть» и т.д. Данная смысловая линия отрабатывается не только в среде либеральной оппозиции, но и у так называемых русских националистов, ранее непосредственно участвующих в зарождении сопротивления на Донбассе2.
8. Мрачные прогнозы. Отличительной особенностью антироссийской пропаганды является продвижение негативного образа будущего России. В любой теме: будь то экономика, военные действия, внутриполитическая обстановка, культура, бизнес, общественные отношения утверждается, что Россию, русских и российскую власть ждет «кризис», «крах», «распад», «серьезные проблемы». При этом несбывшиеся за последний месяц прогнозы, например, такие как «дефолт» или «отсутствие товаров первой необходимости» этой стороной никак не признаются.
Среди основных инструментов, которые используются для распространения антироссийской пропаганды в интернет-среде можно выделить:
— текстовые: блоги в соцсетях и телеграм-каналы;
— видеоблоги: стримы, видеобращения, видеоплатформы3 и видеоинтервью на Youtube.
Особенно актуальной сегодня информационной технологией по управлению общественным мнением является позволяющие привлечь публичную личность для трансляции необходимой политической позиции С точки зрения информационно-психологического влияния этот прием объясняется через интроекцию – знаменитости воспринимаются как интериоризированные авторитеты, чьи установки усваиваются человеком без рассмотрения и критики4.
Также пропагандисты широко применяют технологии по созданию фейков и образа врага (Путин, российская власть), манипуляцию статистическими данными, управление эмоциями и восприятием, технологию упрощения и замалчивания фактов.
Агентов влияния, распространяющих среди российских граждан антироссийские установки, можно квалифицировать по двум типам: профессиональные и случайные. К профессиональным относятся блогеры, давно занимающие антироссийскую позицию, и журналисты-блогеры, задающие пропагандистский контекст в своих интервью, репортажах- расследованиях и документальных фильмах. Случайными агентами влияния становятся публичные личности, которых используют в своих целях профессиональные агенты. Самый распространённое средство для этого — интервью-технология. Также к случайным можно отнести лидеров мнений с крупной виртуальной аудиторией, не намеренно, а из солидарных побуждений распространяющих специально сформированное антироссийское мнение. Надо сказать, что многие из профессиональных агентов влияния, которые попали под фокус нашего исследования – не живут в России или недавно покинули ее территорию, однако по-прежнему связывают себя с ней.
Таким образом, мы определили ключевые смыслы и технологии антироссийской пропаганды, описали особенности ее агентов влияния, проявившихся после последних событий на Украине. Можно заключить, что русскоязычное пространство блогов сегодня становятся удобным инструментом антироссийской пропаганды, однако, в отличии от ТВ и газет, их действие более имплицитно и несет в себе скрытую угрозу для российской государственности.
Ссылки:
[1] The Insider: Где мы были 8 лет. Как отвечать на пропаганду Кремля URL: https://theins.ru/antifake/249459 [Дата обращения: 22.03.2022]
[2] Игорь Стрелков: 24-ый день по взятию Киева за три дня URL: https://telegra.ph/24-yj-den-po-vzyatiyu-Kieva-za-tri-dnya-03-19 [Дата обращения: 22.03.2022]
[3] «Ходорковский Live» программа «Воздух» URL: https://youtu.be/Tz1JCa16zPI [Дата обращения: 22.03.2022]
[4] Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Общение и проблема интериоризации // Вопросы психологии : журнал. — 1985 — № 1 — С. 110—120.
Автор: Савельева Мария Анатольевна, МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет политологии, Кафедра социологии и психологии политики, аспирант